18 августа 2010
Общественные слушания стратегии развития образования Республики Татарстан "Килэчек"

 

"Если Вы скажете, что реформа образования – 
это дорого, тогда оцените, сколько стоит невежество" 

Президент Гарвардского университета Дерек Бок

Эйфория, царившая в СССР в 60-80 годы, когда на различных уровнях подчеркивалось превосходство советской системы высшего образования, сменилась тревогой за состояние и будущее отечественной высшей школы. В настоящее время современная система образования в республике характеризуется рядом проблем и противоречий, главное из которых – снижение качества образования на всех его уровнях.

18 августа в актовом зале Аппарата Президента Республики Татарстан состоялись общественные слушания по обсуждению проекта стратегии развития образования в РТ на 2010-2015 годы «Килэчэк». 

В мероприятии приняли участие представители органов государственной и муниципальной власти, руководители дошкольного, школьного и высшего профессионального образования, научного сообщества, общественных образовательных организаций, работодатели.



С основным докладом выступила заместитель министра, руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки РТ Людмила Нугуманова, познакомив аудиторию со стратегическими направлениями проекта: «Мне очень приятно, что общественные слушания привлекли столько неравнодушных и компетентных людей. Проект был разработан с целью преодоления негативных тенденций, связанных с падением качества образования в республике. Принимавшие участие в аудите 150 экспертов учли опыт Сингапура и Великобритании в разработке проекта и провели экспертизу, в результате которой были определены ключевые решения». 

«Стратегия отражает 3 основных направления: дошкольное образование, общее школьное и дополнительное образование детей и профессиональное образование. Основной проблемой, доставшейся нам в наследство от советской системы образования, было финансирование процесса образования, а не его результата. Таким образом, учитель не несет ответственности за качество образования. Закладывая принципы реализации стратегии, мы должны включить такие понятия, как объективная оценка каждого педагога. И изначально определить механизмы и критерии оценки всех участников образовательного процесса. Такие механизмы должны быть понятны, объективны и прозрачны, - продолжила Людмила Николаевна.

«Кадры решают все», - это определение не потеряло своей актуальности и сегодня. Как привлечь молодого специалиста в школы? Заработная плата педагогов должна быть выше, чем в экономическом секторе, считают разработчики проекта. «Килэчэк» представляет следующие механизмы стимулирования труда педагогов: введение отраслевой оплаты труда, различные грантовые проекты - для учителей с высокими показателями, на подготовку и защиту диссертаций, а также стажировки по программе «Алгарыш», социальная ипотека. А еще у педагога должна быть перспектива профессионального роста.

«Нужно возродить кружки научно-технического творчества для детей, создать интерактивный музей науки и техники – музей знаний. Также проект предусматривает создание лицея Президента РФ, круглогодичного центра для одаренных. При этом работники образования должны быть компетентными в использовании ИКТ технологий. Что касается школ малокомплектных, которые беспокоятся о том, что их закроют, - то тут есть различные варианты: школы-интернаты, школы - «учительский» дом, дистанционное обучение», - подчеркнула зам. министра.

 Очень большой резонанс получило выступление директора Института педагогики и психологии профессионального образования российской Академии образования, академика Гузел Мухаметзяновой. «Для тех, кто работает давно в образовании – этот документ не нов, а для того, кто только начал свою деятельность в образовательной структуре – он кажется интересным и емким. По моему мнению, проект стратегии нуждается в научном редактировании и имеет слабые стороны – нечетко расписаны механизмы выполнения образовательных программ, не учтены такие ресурсы, как наука, педагогика, психология. Самое главное для инновационного развития Республики Татарстан – нужна опережающая подготовка кадров. В развитых европейских странах есть закон об учителе. Почему мы не можем использовать опыт зарубежных коллег? Положительным моментом стратегии является анализ ситуации в образовании. А самая сильная сторона слушаний – это активное участие общественности», – отметила Гузел Валеевна. 

Следующий докладчик также подчеркнул важность кадровой проблемы. «Усиление кадрового потенциала и поднятие престижа профессии педагога надо поставить на главное место в стратегии. Ведь учитель – это одна из самых сложных профессий, который работает в режиме постоянной перегрузки. Хочу заострить ваше внимание еще и на такой проблеме, как ротация кадров. Учителя надо готовить для разных школ, а для тех специалистов, которые пришли в систему образования из технических вузов, - создать условия для дополнительного профессионального образования – педагогическую магистратуру. То есть сегодня нам необходимо формировать многоуровневую подготовку кадров нового типа. Также считаю приоритетным для совершенствования кадрового потенциала профессиональные, социальные и материальные инвестиции», - особо отметил проректор по научной работе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор педагогических наук Искандэр Ярмакеев.

«Проект стратегии «Килючэк» - это судьбоносный документ, плод упорного труда, как по объему и содержанию, так и по привлечению большого коллектива экспертов, - высказал свое мнение председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений РТ, директор Казанского базового авиационного техникума Валерий Сохабеев. – Состояние системы образования Республики Татарстан в настоящее время характеризуется дисбалансом подготовки кадров. В проекте я не увидел механизма ликвидации этой проблемы. Необходимо прогнозирование потребности - сколько, и каких специалистов требуется предприятиям. Ситуация такова, что сегодня ни один руководитель не может сказать точно, какие специалисты и какой квалификации потребуются ему через год. И механизм прогнозирования должен базироваться на производственных мощностях предприятия». 

Его поддержала председатель Совета директоров учреждений начального профессионального образования РТ, директор профессионального лицея №41 Люция Гусева: «За последние годы сменились 4 стратегии реформы системы образования. Но они не доходят до полной реализации. Смотрите сами - где место рабочего на рынке труда? А ведь большинство вакансий, которые вывешиваются и предприятиями, и биржами труда свидетельствуют – требуются рабочие-профессионалы. Сегодня профессия рабочего не престижна для молодежи. Необходимо сохранить структуру НПО. Экономике нужны кадры, способные работать на современном оборудовании. А еще проблема такая - выпускники вузов, на которых были потрачены бюджетные деньги, не идут работать по специальности. А ведь решения этих проблем проект не отражает».

Акцент на развитие междисциплинарных магистерским программ сделал в своем сообщении доктор физико-математических наук, доцент Казанского федерального университета Рафаэль Кащеев: «Для разрешения проблем в образовательной сфере нужна интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, междисциплинарность, вариативность образования и научных исследований, тесная связь с потребностями промышленности и экономики». 

О важности участия в образовании общественных организаций сообщила заместитель директора Института непрерывного образования КФУ, доктор педагогических наук, член Общественной палаты РТ Ирина Терентьева: «Всех нас очень трогают проблемы образования, ведь обсуждение проекта – это возможность совершенствования школы, повод оценить по-настоящему подвижнический труд учителя, педагога. Совершенствование учебного процесса, внедрение современных информационных технологий, обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов, - все эти задачи требуют комплексного решения, усилий многих коллективов. И включение в образовательный процесс общественных образовательных организаций становится ярким примером успешного сотрудничества всех звеньев образовательной цепочки, как, например, деятельность Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ», в рамках которой уже много лет осуществляется взаимовыгодное интеграционное взаимодействие: школа-вуз».

Обсуждение стратегии вызвало много вопросов, в частности, аудиторию волновало, что разработчики мало уделили вниманию национальному компоненту образования. В заключение форума председатель Общественной палаты РТИльгиз Хайруллин подытожил сказанное: «Очевидно, что мнение коллег к проекту концепции неоднозначное. Надо принять к сведению все высказанные предложения, поправки и принять стратегию ко Дню учителя».

Источник информации: Светлана Сагитова, фото Алии Галимуллиной