12 декабря 2014
Мастер-класс психолога Рамиля Гарифуллина

В рамках деловой программы конференции "Мультимедийная журналистика Евразии" состоялся мастер-класс известного психолога Рамиля Гарифуллина. Темой  мастер-класса стала «Психология экранного искусства» .

Рамиль Рамзиевич Гарифуллин является доцентом КГУКИ, к.псих.н., директором Центра психологической консультации и реабилитации им. Зигмунда Фрейда. Рамиль Рамзиевич рассказал нам о восьми эстетических подходах к зрителю и читателю. «Главный принцип эстетики — самовыражение. Вы формируете свое содержание за место читателя. Выражение — это выздоравливание для самовыражения», - говорит Рамиль Рамзиевич.

Итак, первый подход, создание условия для выражения. В этом подходе должен решаться конфликт. В каждом фильме или произведении существует конфликт, скрытый или открытый. Где бы не находился герой, внутри него всегда происходит конфликт.

Журналист — вторая личность читателя, он должен нырнуть в него. Читатель — невротик. Мы должны понимать его проблемы. Если журналист не вникает в проблемы своего читателя — это плохой журналист.

Второй подход Архетипический. Основателем является Карл Юнг - ученик Зигмунда Фрейда. В основе этого подхода лежит не конфликт, а коллективные образы в сознании самого человека. Ведь все мы разные, но у нас в мозгу есть матрица, которая помогает находить общий язык с другими людьми, все это происходит из-за архетипов. Архетип — это универсальный образ, который 100% воздействует на нас, он заложен в консенсусе или в мозгу человека. Если нечто было узнано, например музыка, оно сидит в тебе, а автор лишь вытаскивает ее из себя. Как говорит композитор : « Я не изобретаю музыку, а создаю ее». Если мы узнали в герое фильма или в девушке из рекламы , это тоже архетипический подход.

Третий подход Диалектический или Антагонистический. Мы знакомы с ним по кино. Всегда создается герой и антигерой, но это уже не интересно. За счет столкновения выражающих конфликта выражается неприязнь. Основой текста должно являться напряжение. Когда мы создаем конфликт в музыке или кино, мы создаем онтогенетическое произведение.

Рамиль Рамзиевич поведал нам о эстетике наслаждения, приведя в пример детей, которые предупреждают героев на сцене об опасности. Эстетика наслаждения— это напряжение вызванное двумя противоположными чувствами. Эстетика — онтогенетична, если нет парадокса, значит она не интересна. В пример Рамиль Рамзиевич привел кино Данелия «Мимино», которое по жанру является комедией, но по содержанию очень грустное.

Четвертым подходом является духовно-смысловая эстетика. Каждый зритель духовен. Но что же такое духовность? Духовность — это способность видеть в малом многое. Она возникает в условиях «голода» (дефицит чего-либо). У современных детей духовность заложена с рождения, он духовны и без «голода».

Духовная эстетика формируется на духовном тексте: 1)в пограничных условиях, когда находишься между жизнью и смертью; 2)простое, но притягивающее. Р. Гарифуллин привел в пример фильм Тарковского «Сталкер». Гений Тарковского не каждый поймет, если смотреть, то видишь простое, но приглядевшись, видишь многое.

Пятый подход — постмодернистская эстетика — столкновение различных реальностей. Если в контексте сталкивается диалог с блоками — это постмодерн. К примеру, даилог античного журналиста с диалогом современного журналиста. В одном кадре сталкивается огромное количество миров, они должны грамотно соединяться между собой. В П.Э входит:

  1. эстетика шока — создание нового слова,выкладки. Она бывает номотетична. Но не всегда бывает воспринята и принята читателем/ зрителем.

  2. Создание новых языков.

  3. Фигура рисуется фоном.

Рамиль Рамзиевич обратился к Икуру Куваджима — японскому фотографу «Сделай фотографию так, чтобы зрители поняли, что ты в кадре, но на самом деле, тебя там нет, это и есть третий принцип постмодернистской эстетики» .

Шестой подход — эмпирическая эстетика — основанная на частом просмотре. Чем чаще смотришь, тем больше становится родным. Применяется в идеологических целях, особенно в телевидении.

Седьмой подход — когнитивная эстетика Альфреда Адлера — принцип всемогущества и власти. В пример Р. Гарифуллин привел ребенка, которому все интересно, он хочет познать мир через рот, иметь власть над предметом.

Рамиль Рамзиевич задал аудитории вопрос о том, как надо формировать текст. «Ваш текст должен быть познавательным, от него идет поток знаний, а следовательно он привлекает зрителей», ответил он.

Восьмым, и заключающим подходом является манипулятивная эстетика разработанный самим Рамилем Рамзиевичем. Эта эстетика жестока, зритель - ее жертва. Мы не искусство делаем, а создаем реакцию — главный принцип манипуляторов. Главная их задача, чтобы все было прибыльно.

Далее Рамиль Гарифуллин немного рассказал об экранном искусстве. По его словам кинематографисты говорят «от кино ничего не осталось,все перешли на просмотр в интернете,оно стало легкодоступным»,но он отвечает так: «Это и есть продолжение кино, все мы теперь умеем формировать сценарии,просто оно появляется в новом формате». Также,Рамиль Рамзиевич раскрыл нам секрет,что совсем скоро появятся фильмы с запахом,которые контактируют с нами при помощи инфракрасного луча. Можно будет просматривать фильмы,где любовь будет пахнуть.

В экранном искусстве присутствует : 1)принцип провокации,который исходит из онтогенетического подхода . «Если будет шок,будет и зритель»,считают кинематографисты сказал Р. Гарифуллин. 2) принцип подсматривания-разновидность когнитивного подхода. Данный принцип в современном мире наиболее популярен.

Подводя итог, Рамиль Гарифуллин пояснил,что требования к журналистам на сегодняшний день как возросло,так и упало. Во всем мире создают и ведут свои блоги. Многие умеют писать ,подсмотреть,скачать ,но не умеют создавать новое. Талантливые тексты востребованы и их всегда будет не хватать. Скоро настанет такое время,когда все вернется обратно и будут создаваться новые «продукты».

Источник информации: Наиля Фаткуллова, Гузелия Мифтахова. Фото Руслана Бушкова.