Поскольку тема информационных технологий близка каждому сотруднику Казанского университета – то Интернет «слетит», то телефон недоступен – за разъяснениями пресс-центр обратился к «главному по IT-технологиям».
О том, как выстраивается IT-инфраструктура подразделений Казанского университета, сколько квалифицированных айтишников требуется университету, на что влияет оценка, которую им ставят при выполнении заявки – об этом и многом другом рассказал директор Департамента информатизации и связи Дмитрий Бурмистров.
— Дмитрий Валерьевич, прежде чем отправиться к вам на интервью, зашла на страничку «О нас пишут». И оказалось, что о вас еще никто не писал. Мы станем первыми. Поэтому хочется узнать о вас побольше.
— (Улыбается). Попробуйте.
– Сколько лет Вы возглавляете департамент?
– Я пришел в КФУ в сентябре 2011 года.
– И какой была ситуация с информационными технологиями в КФУ на тот момент?
— Когда я приступил к выполнению обязанностей, университет находился на этапе объединения и реструктуризации. Проблем в ИТ-области было больше, чем можно было себе представить. Помимо технических проблем остро стоял вопрос в объединении разных информационных систем, используемых в трех основных вузах – КГУ, КГФЭИ и ТГГПУ. Современная ИТ-инфраструктура практически отсутствовала. Сети были в ужасном состоянии. Оборудование морально и физически устарело. Стандартные ИТ-сервисы отсутствовали. Доходило до того, что не было даже документов на те или иные фрагменты ИТ-инфраструктуры, и тогда погружение в суть напоминало археологические раскопки.
Требовалось создать единое информационно-коммуникационное пространство объединенных вузов. Первоочередные задачи формировались по трем основным направлениям. Во-первых, построение новой ИТ-инфраструктуры – современных сетей связи, центров обработки данных. Во-вторых, внедрение единых систем управления вузом, таких как «Электронный университет», система бухгалтерского учета «Парус» и т.д. В-третьих, мы начали работать над внедрением современных, стандартных ИТ-сервисов, таких как корпоративная электронная почта, коллективная работа с документами, Service Desk и этот список можно продолжать.
–Что из запланированного удалось реализовать за два года Вашего руководства ДИС?
– Многое. На данный момент Центры информационных технологий всех трех вузов объединены в один департамент. Из 250 ИТ-сотрудников трех объединенных вузов в результате реорганизации осталось около 100. Создано ядро ИТ-инфраструктуры. В ряде зданий кампуса модернизирована сетевая инфраструктура. Обновлены и значительно расширены серверные мощности.
Кстати, мы изменили и сам подход к использованию серверных мощностей. Благодаря внедренной системе виртуализации использование серверных мощностей выросло до 80%.
Большим достижением стало обновление парка персональных компьютеров университета, закупка лицензионного программного обеспечения и внедрение службы каталогов Active Directory.
Но на этом мы не собираемся останавливаться. Сейчас нами проводится планомерная работа по модернизации СКС в зданиях университета. Подключено более 1500 новых рабочих мест к сети КФУ. В это трудно поверить, но за год работы было проложено более двадцати километров кабельных сетей.
Пользователь приобретает совершенно новый уровень доступа к информации - в узлы устанавливается новейшее телекоммуникационное оборудование на основе новых требований к доступности и производительности сети. А это не менее 10 Гбит/c на магистральных каналах связи и не менее 1 Гбит/c до рабочего места сотрудника в сети университета. На текущий момент к опорной сети 10Gbit подключены главное здание, второй корпус, институт физики. До конца года мы планируем подключить еще ряд зданий. Это позволяет нам осуществлять внедрение гетерогенных сервисов на основе новой телекоммуникационной инфраструктуры.
Помимо стандартных сервисов в нашей сети доступно проведение видеоконференций и видеосеминаров непосредственно из аудиторий университета. У студентов и сотрудников университета есть возможность просмотра более сотни каналов телевидения по технологии IPTV, есть живые вэб-камеры.
Мы стараемся сделать так, чтобы в кампусах университета было удобно работать и учиться. Для этого развернута корпоративная беспроводная сеть для сотрудников и студентов КФУ. А это значит, что более 10 тысяч пользователей на 15 площадках вуза могут выйти в Интернет.
В процессе объединения вузов все подразделения были включены в единую корпоративную информационно-аналитическую систему «Электронный университет». В настоящее время система состоит из следующих основных модулей: «Студент», «Аспирантура», «Кабинет сотрудника», «Кабинет студента», «Кабинет преподавателя», «Абитуриент», «Недвижимость и аренда», «Единое общежитие», «Программа развития», «Портал КФУ», «Диспетчерская служба ДИС», «Социально-образовательная сеть «Буду студентом!».
Добавлю, что с момента объединения вузов было оснащено более 100 аудиторий современным мультимедийным оборудованием, не только в Казани, но и в филиалах КФУ. Все эти аудитории подключены к корпоративной сети, что позволяет использовать все предоставляемые IT-сервисы а также вести учет и контроль эффективности использованием дорогостоящего оборудования. Также начато внедрение системы видеоконтроля за мультимедийными аудиториями, которая дает возможность не только проконтролировать учебный процесс, но и обеспечить сохранность и целевое использование оборудования, приобретенного в рамках Программы развития университета. Эксплуатация системы в течение полугода подтвердила ее надежность, и мы планируем распространить опыт на все аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием.
К новому году мы готовим подарок жителям второго корпуса: готовимся ввести новую СКС. Уже установили сетевое, компьютерное и периферийное оборудование. В эти дни ведутся завершающие работы по пуско-наладке комплекса оборудования.
— Неужели все, что вы делаете, идет без сучка и задоринки?
- Конечно же, нет. Так до сих пор остается нерешенным вопрос с модернизацией и объединением телефонной сети. К сожалению, ранее модернизации и внедрению новых технологий не было уделено должного внимания. В результате зачастую мы имеем не подлежащую обновлению или восстановлению телефонную инфраструктуру. Решить данную задачу мы планируем путем внедрения технологий IP-телефонии. Это даст возможность предоставить качественно новые сервисы, такие как видеозвонки, групповые звонки, голосовые почтовые ящики. К тому же, IP-телефония принесет и экономическую выгоду университету – она позволит значительно сократить операционные расходы на связь.
В будущем основные усилия мы планируем сконцентрировать на развитии сервисов университетской сети. Сейчас в тестовой эксплуатации у нас находятся такие проекты, как система дистанционного образования.
Современные тенденции диктуют нам требования к доступности учебного и научного контента. И мы собираемся их реализовать.
Одним из способов станет реализация системы облачного сервиса научных вычислений, который позволит каждому сотруднику получить доступ к высокопроизводительным математическим процессорам с любого рабочего места.
Во многих подразделениях университета создаются центры коллективной печати. Что это значит? Для печати методичек сотрудникам КФУ не надо будет обращаться в сторонние типографии - печать в цвете с брошюровкой станет доступна каждому преподавателю.
Также мы планируем внедрение системы записи и трансляции лекций с интеграцией в существующие информационные системы. Данная технология позволит слушателю дистанционно присутствовать на проводимых занятиях.
Продолжится оснащение аудиторий мультимедийным оборудованием и системой видеонаблюдения, что позволит контролировать использование аудиторий и сохранность оборудования.
Все эти планы возможно реализовать только при выделении финансирования, содействия и участия всех подразделений КФУ.
— Планы масштабные. А чем ежедневно приходится заниматься сотрудникам департамента?
— В основные направления деятельности Департамента информатизации и связи входит эксплуатация и развитие ИТ-инфраструктуры КФУ, разработка, внедрение и сопровождение информационных систем с целью обеспечения научно-образовательной деятельности. И это, замечу, касается не только тех, кто приходит в университет каждый день. В корпоративной информационно-аналитической системе «Электронный университет» зарегистрировано более 96 тысяч пользователей, среди которых административные работники, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, студенты университета, учителя школ и школьники. Так что мы работаем и для них.
— Сколько человек работает в Департаменте информатизации и связи сегодня?
-—87 человек. Из них часть занимается администрированием серверного парка и компьютерного парка; часть - разработкой и внедрением как своих информационных систем и сервисов, так и программных продуктов сторонних разработчиков; другие работают с пользователями: принимают и отслеживают исполнение заявок, обучают работе с оборудованием, программными продуктами и системами.
– Этого достаточно?
– Этого, конечно, недостаточно – пользователей-то у нас, как я уже упоминал, более 96 тысяч. Но при поиске требуемых университету ИТ-специалистов возникают проблемы: та квалификация, которая нам нужна, не всегда присутствует на рынке труда, или же сотрудник не может идти на те деньги, которые мы можем ему предложить. На самом деле проблема одна – мы не может купить необходимых профессионалов за те деньги, которые выделяет под них университет.
— Как, по-вашему, насколько продвинутыми являются сегодня пользователи-сотрудники Казанского университета?
— В целом, уровень компьютерной грамотности я бы оценил ниже среднего. Если со стандартными продуктами (Word, Excel) еще как-то справляются, то о других возможностях использования огромного пакета продуктов Microsoft им в принципе неизвестно. Я пришел к выводу, что пользователей необходимо учить пользоваться теми или иными компьютерными технологиями, программным обеспечением и особенно культуре работы в корпоративной сети. С этой целью мы совместно с Высшей школой информационных технологий и информационных систем, планируем начать в 2014 году ряд обязательных курсов повышения компьютерной грамотности сотрудников КФУ.
— С Вашей точки зрения, сложная ли структура сайта? В чем вы видите плюсы и минусы такой структуры?
– Сайт достаточно большой, развитый, впрочем, как и наш Казанский университет. Собственно говоря, сайт – это витрина, отражение, лицо университета в Интернете. Поэтому маленьким и простым он быть не может. Это первоисточник информации об университете в Интернете. Прочитать новость, найти контакты сотрудников университета, посмотреть расписание занятий – по любому вопросу все обращаются к сайту. Над его структурой, функционалом, дизайном постоянно ведется работа. Поскольку это официальное представление университета в Интернете, то каждый шаг – это действие нескольких служб. Чтобы изменить тот или иной функционал, нужно сделать ряд согласований, а это может занять достаточно длительное время.
– Дмитрий Валерьевич, скажите, пожалуйста, каждый ли из сотрудников может отправить вам заявку на изменение структуры сайта? Хочется говорить о качественном контенте. А что-то идет в обход пресс-центра.
– Заявку отправить может каждый. Но не во всех случаях ее нам нужно отправлять. И не каждая заявка может быть реализована. За работу сайта отвечает множество подразделений. ДИС отвечает за техническую поддержку, функционирование. Посетителей у нас на сайте много. Основной критерий рейтинга – это интересный контент, представленный на сайте в определенных форматах. В первую очередь, здесь должно быть разделение контента. Речь идет о научных статьях, публикациях. Вот чего не хватает на сайте. Мало преподавателей, аспирантов, профессоров, кто публикует информацию на сайте через каталог-ресурс, в котором представлено 40 тысяч ресурсов. Но только около 10% из этих сорока тысяч научно-образовательных ресурсов имеют содержание, сам материал. Все остальное только в виде каталога, заголовков. 5% контента из тех 10%, что есть, представлены либо не в тех форматах, либо не читаемы. Поэтому из 40 тысяч ресурсов в каталоге у нас только около 5% той информации, к которой можно обращаться.
Почему так мало? Тут много нюансов. Один из них - в авторских правах. Опубликовав научную работу в журнале, ученый не может уже публиковать ее в другом месте.
— Как часто в ваш департамент обращаются с жалобами на работу Интернета или инфокоммуникационной системы КФУ?
— Проблемы есть. К сожалению, не все сегменты сети КФУ модернизированы на текущий момент. Хозяйство огромное, и не на все хватает рук и финансирования. Проблемы могут возникать и при использовании устаревшего и неисправного оборудования, установленного самими пользователями. Да и вирусная активность и не отвечающая стандартам кабельная система также могут привести к серьезным инцидентам.
— И что же делать? Куда необходимо обращаться в таких случаях?
— При возникновении проблем, связанных с IT-инфраструктурой (компьютер, принтер, телефония, сеть), пользователи могут обращаться в диспетчерскую службу ДИС по адресу: ул.Проф. Нужина, д.1/37, кабинет №216 или по телефону 230-30-66, адрес электронной почты: dis_call@kpfu.ru. Заявку можно подать и в личном кабинете «Электронного университета» в пункте меню «Службы».
При желании обсудить какую-либо проблему, вы можете задать вопрос в личном кабинете «Электронного университета» в пункте меню «Форум», а с главной страницы портала - отправить сообщение в интернет-приемную Департамента информатизации и связи или на почту департамента по адресу: dis@kpfu.ru.
— Скажите, пожалуйста, есть ли регламент выполнения заявки?
– Есть. Он называется «Регламент предоставления услуг в сфере информационных технологий в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (http://kpfu.ru/docs/F490020439/REGLAMENT_IT.pdf). На сайте департамента dis.kpfu.ru есть раздел «Документы», где представлены регламентирующие документы по различным направлениям деятельности ДИС. На разные типы заявок отводится от трех до пяти дней. Соответственно, этапы выполнения заявок можно отследить через «Электронный университет» в разделе «Службы». Там видны все действия, предпринимаемые по заявке.
— Я думаю, не меня одну мучает вопрос: «Почему после выполнения заявки мы ставим оценку специалисту?». А что будет, если я ему поставлю «двойку»? Его уволят?
– Нет, его не уволят. Эта оценка – инструмент оценки качества работы сотрудника, его конкурентоспособности, индикатор работы всего департамента и возможность своевременно разобраться в причинах неудовлетворительной работы. В данном случае оценка – фактор конкурентоспособности сотрудника. Прямой зависимости «двоек» и «пятерок» на зарплату нет. Но премиальная часть каждый раз рассматривается и зависит от оценки работы специалиста.
— Дмитрий Валерьевич, спасибо за ответы. С наступающим Вас Новым годом!
— Спасибо. Пользуясь случаем, я также хочу поздравить с наступающим Новым годом всех сотрудников Казанского университета. Пусть новый год станет для всех нас годом свершений и достижений, воплощением всего задуманного, наполнит жизнь радостными событиями и принесет благополучие, удачу и процветание.
х
19.02.14, 22:32
+1
-1
|
Уважаемый пресс-центр! Журналисты разве не должны проверять достоверность информации перед ее публикацией? Не хочу никого обидеть, особенно господина Бурмистрова, но опубликованные слова не соответствуют действительности. Например скорость 1 Gbit вообще и близко не достижима даже в интрасети, а про IPTV вообще молчу. |
Бурмистров Д.В.
28.01.14, 14:32
+4
-1
|
Уважаемые пользователи КФУ! Учетная запись локального администратора предназначена для использования техническими специалистами обслуживающего подразделения и не должна использоваться пользователями в повседневной работе. Также хочу напомнить, что для входа на компьютеры и работы с сервисами сотрудники КФУ должны пользоваться учетными записями в домене int.kpfu.ru, студенты – учетными записями в домене stud.kpfu.ru. Для получения доменной учетной записи прав на установку программного обеспечения необходимо подать в Департамент информатизации и связи заявку на предоставление прав в следующем формате: - имя компьютера; - ФИО и должность ответственного или ответственных (но не более 2-х); - ФИО и должность сотрудника, ответственного за информатизацию в данном подразделении (Его учетная запись будет обладать правами администратора на всех компьютерах данного подразделения). Заявка должна быть утверждена руководителем подразделения. |
сотрудник ППС
02.01.14, 21:50
+5
-3
|
То, что вы поставили компьютеры с паролями администратора, хорошо только для офисных секретарш, которым, кроме Ворда, ничего не надо. А люди в естественно-научном направлении работают со многими другими программами. А вы по сути лишили возможности поставить даже программы, распространяемые в свободном доступе. Это показывает непонимание самой сути работы людей науки, что очень огорчает. |
проф. Ишмухаметов Ш.Т.
01.01.14, 23:40
+6
-1
|
Установив пароли администратора на все компьютеры университета, Департамент информатизации лишил возможности преподавателей нормально работать - не все пользователи работают только в Word и Excel! Представляю, сколько времени придется ждать ваших преставителей при любом пустяковом обновлении, когда требуются права администратора! |
Работник
30.12.13, 14:32
+1
|
Спасибо Вам за Вашу работу! |
Сотрудник
30.12.13, 12:04
+3
-1
|
Очень часто не работает интернет. Не было месяца без обращения в ваше ведомство! |
Me
30.12.13, 09:52
+4
-1
|
Извините меня, конечно, но Ваша инженерная служба работает не очень хорошо(испр. модератором). Сделайте с ней, пожалуйста, что-нибудь или Ваш департамент все еще будут считать оплотом лентяев и динамщиков. |