Сегодня мы поговорим с доцентом кафедры европейских языков и культур Высшей школы иностранных языков и перевода Института международных отношений КФУ и по совместительству одним из преподавателей Центра развития компетенций UNIVERSUM+, кандидатом филологических наук Ворониной Екатериной Борисовной. А темой нашего разговора станет опыт работы Екатерины Борисовны в качестве преподавателя русского языка как иностранного в Америке.
- Екатерина Борисовна, как и когда Вы попали в Америку?
- Я приехала в Америку в августе 2016 года в качестве преподавателя РКИ. Но сама подготовка к поездке началась гораздо раньше, примерно за 1,5 года. Весной 2015 года я подала заявку на участие в грантовой программе Fulbright для преподавателей английского языка. Осенью 2015 года я узнала, что прошла в очный тур, приняла в нем участие и уже весной 2016 года мне предложили несколько университетов на выбор. И так я оказалась в Йельском университете США.
- Что входило в Ваши обязанности?
- Мои обязанности были самые разнообразные. Прежде всего, это преподавание русского языка для студентов, которые начали изучать его с нуля. Работа в качестве ассистента штатных преподавателей РКИ университета. Помощь в организации и проведении различных культурных мероприятий связанных с русским языком: просмотр и обсуждение оперы, знакомство с русской кухней, конкурс талантов на русском языке. Помощь в наполнении электронного ресурса по русскому языку.
- Как Вы проводили время после занятий?
- В качестве поощрения всем получателям гранта Фулбрайт была предоставлена возможность выбрать любые курсы Йельского университета и посещать их в свое свободное время. Это была невероятная возможность посмотреть на университет «изнутри», глазами студента. Я выбрала курс по методике преподавания иностранных языков и по билингвизму в первом семестре и курсы по когнитивной лингвистике и американской политике XX века во втором семестре. Вместе с тем, в первом семестре я посещала курс по русской литературе XIX века в качестве ассистента на семинарских занятиях по этому предмету, а это было бы невозможно без прослушивания лекций.
- Не могли бы Вы описать свой типичный день в Америке?
- Каждый день занятия начинались в 9 утра. В Йеле студенты учатся 5 дней в неделю. Длительность занятий разная. Если мы говорим про уроки языка, то они длились 50 минут. Обычно на первом занятии я работала в качестве ассистента, и если быть честной, то просто слушала объяснения профессионального преподавателя РКИ и наблюдала за реакцией студентов. Второе занятие уже было самостоятельное, когда я выступала в качестве преподавателя. Иногда было и третье занятие. Потом обычно у меня был обед. А после обеда были занятия, на которые я ходила в качестве слушателя, или занятия, на которых я помогала другим преподавателям. К тому же раз в неделю у меня было приемное время, когда студенты могли подойти в офис и задать какие-то вопросы, если не поняли материал. А вечером нужно было обязательно проверить письменные работы студентов, чтобы раздать их им на следующий день. По вечерам в Йеле была очень насыщенная культурная жизнь – концерты, трансляции оперы и балета из Нью-Йорка, театральные постановки. Для студентов и преподавателей все было или бесплатно или со скидкой.
- Екатерина Борисовна, благодарю Вас за интересный рассказ и надеюсь, что наши встречи станут регулярными.
To be continued….
Источник информации: Воронина Е.Б., Сигал Н.Г.