В Казанском федеральном университете продолжается защита «дорожных карт» развития структурных подразделений вуза под председательством врио ректора Дмитрия Таюрского.
Университетское сообщество регулярно собирается широким кругом для подведения итогов работы и обсуждения общей стратегии. Вот и в четверг, 3 марта, презентовал «дорожную карту» развития в рамках реализации университетом общей программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» Институт психологии и образования.
Заслушивание проекта проходило под председательством врио ректора Казанского федерального университета Дмитрия Таюрского. Гостями ИПО также стали проректор по цифровой трансформации и инновационной деятельности КФУ Дмитрий Пашин, проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ Марат Сафиуллин, проректор по образовательной деятельности КФУ Тимирхан Алишев.
О вкладе института в дальнейшее продвижение вуза рассказал директор ИПО Айдар Калимуллин. Свой обширный и содержательный доклад он начал со статистики: назвал наиболее значимые достижения института за предыдущий период. Одно из достижений университета и института - это попадание в Топ-100 лучших университетов по профильному списку. К слову, это лучший результат не только среди подразделений КФУ, но и среди вузов России, и на закрепление результатов направлена дорожная карта.
Отметил директор ИПО изменившуюся за время реализации проекта 5-100 инфраструктуру педагогического образования, а также наукометрические показатели в 2021 году и научно-исследовательские работы, в которых сотрудники ИПО являются руководителями.
Что касается самой дорожной карты, то она предполагает рост института в основных приоритетных для КФУ направлениях.
«Ключевой деятельностью ИПО в 2020-е годы стало формирование модели педагогического образования в исследовательском университете, учитывая специфику и потенциал нашего вуза. Результатом нашей работы стала ориентация на исследовательски ориентированное педагогическое образование в университете. Поэтому практически все проекты, которые мы запланировали к реализации, связаны c разработкой прикладных сервисов — платформ», — пояснил Айдар Минимансурович.
Среди пяти стратегических проектов, реализуемым КФУ в рамках «Приоритет 2030», ИПО в качестве соисполнителя принимает участие в проектах СП1 и СП4.
«СП1 «Геномные и постгеномные технологии здоровьесбережения и повышение биологической грамотности для устойчивого развития общества» предполагает сотрудничество структурных подразделений КФУ: ИФМиБ, ИФМК, ИПО — по теме «Комплексное сопровождение детей с РАС».
А в проекте «Психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования» будут работать сообща коллеги ИФМиБ и ИПО.
В СП4 «Метаплатформенные решения ИТ, ИИ и киберфизических систем» запланировано проведение совместных исследований по теме «Разработка цифровой платформы «Сплюшка» в области логопедии». Будет вестись работа по разработке цифровой платформы «ОКО» по обеспечению безопасности образовательной среды и цифровой платформы сопровождения профессиональной карьеры педагогов. Все работы будут вестись совместно с коллегами из ИВМиИТ.
А вот в СП5 «Создание комплекса доказательных технологий и платформенных решений для повышения качества человеческого потенциала в условиях новых социально-экономических вызовов» ИПО играет одну из ключевых ролей.
«Наша идея - создать КФУ как вуз, задающий тренды в исследовании проблем образования и подготовки учителей в России, будет реализована в рамках этой программы, — уверен директор ИПО. — Мы стоим на пороге формирования новых подходов формирования исследовательской деятельности в педобразовании. В качестве одного из продуктов, который уже внедрен в 2021 году, является цифровая платформа «Международное сообщество исследователей педагогического образования». Это своеобразный аналог ResearcGate. Данная платформа не имеет аналогов в России".
Целью создания данной платформы является создание системы мониторинга и сопровождения профессиональных траекторий выпускников педагогических направлений обучения.
«Через эту платформу мы также апробируем новый формат проведения конференций Международного форума по педагогическому образованию».
Еще одна платформа, которая планируется к разработке в этом году, - цифровая платформа сопровождения профессиональной карьеры педагогов, которая создается по запросу министерства образования и науки РТ.
Особо выделен проект по созданию модели комплексного сопровождения детей с РАС.
«По статистике ВОЗ, РАС встречается у каждого 160-го человека. ООН прогнозирует увеличение людей с РАС в мировом масштабе на 11-14 % в год. При этом численность детей дошкольного и младшего школьного возраста с РАС (2020 г.) изменится так: Россия – 32 899 чел.; Приволжский федеральный округ – 5291 чел.; Республика Татарстан – 870 чел».
КФУ уже делает первые шаги в этом направлении. При этом взаимодействуют представители самых разных направлений, оказывая и психолого-педагогическое, и медицинское сопровождение.
В качестве продукта директор презентовал созданную совместно с коллегами из ИТИС для родителей и педагогов и уже работающую цифровую платформу для сбора и анализа данных по сопровождению детей с РАС.
А. Калимуллин также сообщил, что в ИПО ведутся поддерживающие исследовательские проекты. В частности, речь идет о таких стратпроектах, как психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования, когнитивно-психологические исследования в образовании, лаборатория коррекционной педагогики и безопасность образовательной среды.
Таким образом, резюмировал Айдар Калимуллин, в ИПО идет работа сразу по нескольким стратегическим проектам программы КФУ. И в каждом ключевом проект ИПО планирует реализовать ряд собственных подпроектов.
Все это, по словам директора ИПО, приведет к повышению эффективности вуза и Республики Татарстан.
«Защита дорожной карты института - это не только возможность для директора поупражняться в красноречии, но и демонстрация достижений института, — отметил в своем ответном выступлении врио ректора КФУ Дмитрий Таюрский. — Защита дорожной карты - это не какая-то прихоть руководства. Эта возможность еще раз всем вместе встретиться и проговорить, какой должна быть траектория каждого института в разрезе движения университета. Инновации и свежие идеи необходимы, прежде всего, для выполнения задачи, которую поставил перед собой институт».
Проректор по экономическому и стратегическому развитию Марат Сафиуллин указал, что «нужно избегать включения в Дорожные карты общих вопросов и сосредотачиваться исключительно на показателях деятельности».
Проректор по цифровой трансформации и инновационной деятельности КФУ Дмитрий Пашин отметил, что наиболее интересными для ИПО ему видятся перспективы сотрудничества с Институтом фундаментальной медицины и биологии, ИТИС, Институтом филологии и межкультурный коммуникации. В каждом их направлений ученые ИПО готовы представить свои идеи.
С презентацией директора института можно ознакомиться по ссылке.