18 апреля 2018г. на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №35 «Березка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан проведен семинар-практикум на тему «Этнокультурный компонент в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Формирование этнокультурного самосознания и самоидентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народной праздничной культуры». Семинар-практикум организован в рамках курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО Республики Татарстан. Куратор программы курсов повышения квалификации – Исламова Г.Г., старший преподаватель ПМЦПКиППРО КФУ.
Основные принципы приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку народов, проживающих на территории Российской Федерации, проходят в интеграции образовательных областей развития ребенка-дошкольника, представленных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Требования ФГОС ДО ориентированы на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В программе семинара-практикума были рассмотрены традиционные и нетрадиционные формы продуктивной образовательной деятельности, способствующие формированию этнокультурного самосознания и самоидентичности детей дошкольного возраста: музыкально-образовательная деятельность в средней группе «Весняночка» (Якубова А.С., Белякова О.В.); квест-игра «Путешествие по играм народов Поволжья» (Давлетшина М.А., Спирина Л.В.); музыкально-театрализованная деятельность «Теремок» (Тифорова А.Р., Белякова О.В.); арт-студия «В горнице» (Нурутдинова А.Р., Коноплева Н.М., Халиуллина Н.Ю.); народный праздник «Науруз» в подготовительной группе (Хайруллина Ф.Т., Шигабутдинова Т.Н., Халиуллина Н.Ю., Тифорова А.Р., Белякова О.В.). Основные направления деятельности педагогов в условиях детского сада:
- воспитание любви к родному дому: семье, малой родине - городу, краю и большой Родине - России;
- приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;
- развитие потребности в активном и творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными и культурными традициями.
Современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного воспитания дошкольников. Практическую работу по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приемов продемонстрировали музыкальные руководители и воспитатели МБДОУ №36 «Сосенка» (Садикова Г.Х., Гущина Л.Г.), МБДОУ №28 «Рябинка» (Шарафиева Ф.Х.), МБДОУ №39 «Аленка» (Залялеева Г.Р), МБДОУ №9 «Аленушка» ( Морозова С.Г.) Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, также педагоги дошкольного образования МДОУ №1 «Одуванчик» (Устинова С.А., Александрова Л.М., Михайлова Л.В.), МБДОУ №2 «Колокольчик» (Гафиятова К.А., Ефимова Н.И., Ефремова Н.Ю.) г.Волжск Марий Эл Российской Федерации.
В ходе круглого стола педагогами были обсуждены вопросы формирования системы воспитательно-образовательной работы с детьми с вовлечением в неё родителей с опорой на российскую культуру, с использованием краеведческого и социально-нравственного подхода к освоению детьми и родителями ценностей родного края. Соответственно, целью педагогической работы с воспитанниками становится формирование культурно-ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности ко всем видам национального искусства: декоративно-прикладное и народное художественное творчество, народное танцевальное, музыкальное, театральное искусство, народная словесность и профессиональная отечественная литература. Благодаря этому становится возможным повышение уровня социально-культурной и художественной компетенции детей в области традиционной культуры народа.