Грантовая поддержка была оказана проекту ученых Института психологии и образования «Психология развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности». Руководил проектом профессор Леонид Попов.
Завкафедрой общей психологии Павел Устин рассказал о результатах исследований.
— Это не первое фундаментальное научное исследование в области психологии, которое поддерживал РФФИ. Так, в 2016-2018 годах мы проводили исследование «Предмет и методы нравственно-этической психологии личности». Тогда для исследования мы выбрали три сообщества, которые набирают популярность: традиционное мусульманское сообщество, молодежное сообщество Паркур и чайлдфри.
Исследование «Психология развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности», поддержанное грантом РФФИ, проводилось учеными ИПО КФУ в течение трех лет.
Проект впервые ставил целью разработку интеллектуально-деятельностной модели развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности.
«В качестве основного результата реализации проекта хочется отметить предложенную и апробированную модель, описывающую основные психологические механизмы и детерминанты развития и саморазвития инновационного потенциала студентов высших учебных заведений как субъектов образовательного процесса», — поделился Павел Николаевич.
Модель реализации инновационного потенциала субъекта в рамках образовательного пространства базируется на стадиях и уровневой организации инновационного потенциала. Специфика ее реализации состоит в привязке к образовательному процессу, где основным мотивом деятельности студента, магистранта, аспиранта становится мотив достижения личностно значимых целей, или – мотив саморазвития. Технологическим воплощением модели выступает метод рефлексивно-структурированного скаффолдинга, где под скаффолдингом понимается процесс, который дает возможность достичь целей с учетом пределов усилий субъекта без посторонней помощи.
Построение модели включало в себя последовательное решение поставленных при реализации проекта задач.
«На первом этапе реализации проекта в 2019 году на основе теоретического анализа мы определили основные компоненты инновационного потенциала личности (качества, способности и мотивы), которые влияют на особенности реализации человеком его инновационной активности.
При решении второй задачи (при реализации проекта в 2019 году) мы предложили стадии развития и саморазвития инновационного потенциала личности, построенные на основе интеллектуально-деятельностного механизма (уровень инновационного потенциала, где создается «новшество», уровень инновационного потенциала, где вовне осуществляется реализация продуктивных действий по созданию «новшеств для себя», уровень инновационного потенциала, где осуществляется создание инновационных продуктов «для субкультуры».
В 2020 и 2021 годах осуществлялась экспериментальная апробация модели, описывающей основные психологические механизмы и детерминанты развития и саморазвития инновационного потенциала студентов высших учебных заведений как субъектов образовательного процесса.
«Экспериментальная апробация включала разработку, проведение и уточнение технологии развития инновационного потенциала студентов».
По словам П.Устина, в основу технологии положен метод рефексивно-структурированного скаффолдинга. Данный метод направлен на стимуляцию зон актуального развития студентов, которые могут быть определены как совокупность интеллектуально-деятельностных процессов, представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которые показывают уровень общего развития человека, степень сформированности указанных характеристик, уровень его ментального опыта и возможности его применения в практике.
Ключевым компонентом технологии выступает структурированное интервью с самим собой — «Рефлексивно-структурированное интервью». В качестве основы для технологии развития инновационного потенциала студентов определена их деятельностная активность, направленная на осознание личностью мотивов, целей, способностей, направленности и других особенностей, а также возможности их реализации как в учебной, так и будущей профессиональной деятельности.
Другим важным результатом реализации проекта «Психология развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности» выступает диагностический инструментарий по оценке инновационного потенциала субъектов образовательного процесса. В результате был создан «Опросник оценки инновационного потенциала студентов и готовности к его развитию», надежность и валидность которого была доказана при проведении специально организованных исследований на втором и третьем этапах реализации проекта.
В 2020 году исполнителями проекта была создана и апробирована оригинальная методика оценки инновационного потенциала личности студента как субъекта образовательного процесса. Данная методика была сконструирована на базе теоретически выделенной и эмпирически уточненной структуры инновационного потенциала личности с выделенными составляющими: самомотивация, мотивация достижения успеха, креативность, авторитарность, стремление к достижениям, открытость опыту, компетентность, управление своими эмоциями, активность, настойчивость, добросовестность, организованность, позитивные эмоции.
Методика состоит из двух частей. Первая часть представляет собой собственно опросник (56 вопросов) с предполагаемыми ответами на утверждения по пятибалльной шкале: «да»; «скорее да, чем нет»; «не знаю»; «скорее нет, чем да»; «нет».
Вторая часть (36 парных утверждений) представляет собой ипсативный вариант оценки, основанный на вынужденном выборе между несколькими (в данном случае двумя) альтернативами.
Психометрическая апробация опросника была проведена на выборке 110 студентов КФУ.
В 2021 году авторами данный опросник был существенно доработан и в конечном виде представлен двумя базовыми шкалами. Первая шкала – «Инновационный потенциал студента». Вторая шкала – «Готовность к инновационному развитию».
Апробация шкалы проведена на выборках студентов 5 курса ИМО КФУ и 4 курса ИФМиБ. Общий объем выборки – 133 человека. Результаты анализа асимметрии и эксцесса, а также результаты графической проверки нормальности распределения показали, что распределение показателя психологической готовности к развитию инновационного потенциала близко к нормальному. Таким образом, доказана надежность и валидность опросника для оценки инновационного потенциала личности, определены диагностические шкалы.
«Результаты проекта расширят перспективы более глубокого понимания механизмов развития и саморазвития человека в рамках его образовательной активности и откроют возможности разработки методов и методик развития компетенций, обеспечивающих инициативное, творческое и инновационное начала личности», — резюмирует ученый КФУ.