На этот вопрос пытались ответить участники ХХI Международной научно-практической конференции «Одаренность и её развитие в межнациональных коммуникациях ХХI века», которая была организована кафедрой дошкольного образования и прошла на базе МАДОУ № 404 г. Казани.
В самом деле, не всякий одарённый ребёнок может правильно воспользоваться своим даром, не все педагоги способны угадать, определить эту одарённость и создать условия для превращения одарённости в талант.
В то же время ребёнок, более или менее способный в какой-то области, при мотивации, силе воли и усердии может добиться серьёзных успехов в творческой деятельности и состояться как личность талантливая.
Конечно, для развития одарённых детей, талантливой молодёжи в ХХI веке нужна особая поликультурная и цифровая среда.
Модели подготовки учителей в Казанском федеральном университете ориентированы на развитие перспективного межкультурного диалога. Поэтому вопросы, которые необходимо исследовать в ближайшей перспективе, должны быть связаны с проблемами:
- развития творческого потенциала детей в поликультурной и цифровой среде ХХI века;
- дву- и многоязычия в условиях новых политических и социальных стереотипов;
- межкультурной коммуникации (диалога и полилога культур);
- особенностей развития би- и полилингва;
- роли родителей и педагогов в развитии многоязычного ребенка;
- разработки современных дидактических материалов для работы с дву- и многоязычными детьми;
- онлайн-технологий на службе многоязычия;
- тестирования би- и полилингвов и другие.
Коллектив МАДОУ № 404 своим экспериментальным и инновационным опытом доказывает, что в новых поликультурных и цифровых условиях одарённость – это дар, а талант – это не всегда следствие одарённости, чаще – это способности, превращённые через усердный и кропотливый труд в талант.