IT в физико-математическом образовании
Общая информация о программе
- Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
- Уровень: магистратура
- Область профессиональной деятельности: 01. Образование и наука
- Типы профессиональных задач: педагогический, проектный, научно-исследовательский
- Язык обучения: русский
- Форма обучения: очная
- Объем программы: 120 з.е.
- Продолжительность обучения: 2 года
- Документ об образовании, степень/квалификация: Педагогическое образование, магистр
- Возможность бесплатного обучения: есть
- Выпускающая кафедра: кафедра педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета. Программа реализуется совместно с кафедрами «Высшей математики и математического моделирования» и «Теории и технологии преподавания математики и информатики» Института математики и механики им. Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета.
Сведения о руководителе магистерской программы
1. Руководитель магистерской программы: Гайнутдинова Татьяна Юрьевна, кандидат технических наук, доцент, e-mail: tgainut@mail.ru, тел.: 89063275844
2. Круг научных интересов: теория и методика обучения информатики в высшей школе, создание математических моделей адаптивных пространственных конструкций и оптимизация их структуры, технологии создания комплексов программ управления робототехническими системами.
3. Общее количество публикаций: более 50.
4. Индекс цитируемости в международной базе данных Scopus: 2
5. Российский индекс научного цитирования: 2
6. Участие в проектах и грантах: государственный оборонный заказ «УДАР КР КАИ», государственный оборонный заказ «Аэробус КНИТУ»
Описание программы
1.Актуальность, востребованность и уникальность магистерской программы. Актуальность и востребованность программы обусловлена тем, что в современном мире область применения информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека очень широка и не перестает расти. В рамках данной магистерской программы формируются основополагающие представления о фундаментальных проблемах информатики и образования, формируется система научных знаний о современном состоянии и тенденциях развития теории и практики информационных технологий в физико-математическом образовании в условиях цифровизации. Уникальность программы заключается в том, что она разработана на основе интеграции информационных технологий, робототехники и математического образования. В рамках данной программы обучающиеся овладевают образовательной робототехникой, которая очень активно развивается и включается в образовательную программу все большего количества школ. Магистратура ориентирована на развитие как профессиональных компетенций, так и soft-skills - широкого спектра компетенций в физико-математическом образовании, который позволит генерировать новые научные идеи и решать нестандартные задачи.
2. Цель магистерской программы: сформировать и развить у магистрантов углубленные специальные знания инновационного характера, комплекс компетенций, практический опыт, необходимый для исследования, проектирования и реализации целостного образовательного процесса в области IT образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
3. Особенности учебного плана: модульный учебный план и содержание магистерской программы разрабатывались совместно с работодателями с учетом потребностей современной образовательной практики. Программа построена на интеграции психолого-педагогической, предметной и методической подготовки. Освоение разделов модулей интегрируется с научно-исследовательской, проектной деятельностью студентов, а также с прохождением различных типов и видов практик в лучших образовательных организациях. Теоретические разделы модулей учебного плана: современные проблемы и инновации в образовании, методология и методы научного исследования, теоретико-методологические основы педагогического проектирования, менеджмент в образовании, теоретические основы информатики, использование систем компьютерной математики в физико-математическом образовании, современные языки программирования и др. Практикоориентированные разделы модулей учебного плана: педагогическая деятельность в интерактивной образовательной среде, информационные технологии в профессиональной деятельности, проектирование образовательных программ, образовательные практики с одаренными обучающимися, организация образовательного процесса в условиях инклюзии, адаптация обучающихся-мигрантов в образовательной среде, методика и инновационные технологии обучения информатике, управление внеурочной деятельностью обучающихся по информатике, компьютерная графика, технологии создания электронных учебных пособий на основе HTML, LaTex, XML, алгоритмы построения программ, робототехника и программирование, комбинаторика в олимпиадных задачах по информатике, практикум по разработке контрольно-измерительных материалов по информатике, тренинг педагогического взаимодействия, тренинг по педагогической конфликтологии, тренинг проектирования индивидуальной траектории саморазвития и др.
4. В педагогической магистратуре студентов научат:
- проектировать образовательные программы по информатике, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации;
- проектировать и реализовывать образовательный процесс, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- разрабатывать и применять современные методики, инновационные технологии, активные и интерактивные формы и методы обучения информатике;
- разрабатывать и применять цифровые образовательные ресурсы;
- управлять внеурочной деятельностью обучающихся по информатике;
- планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений;
- разрабатывать контрольно-измерительные материалы для реализации мониторинга образовательных результатов обучающихся по информатике;
- анализировать результаты научных исследований, самостоятельно осуществлять научное исследование, управлять научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся;
- организовать работу команды, вырабатывая командную стратегию для достижения образовательных целей;
- определять и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и др.
5. Конкурентные преимущества программы:
- получение высшего образования в лидирующем университете России, входящем в ТОР 100 мировых вузов в предметном рейтинге «Образование» согласно версии издания Times Higher Education (THE) 2020г.;
- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;
- возможность посещать лекции и участвовать в семинарах ведущих российских и зарубежных исследователей;
- индивидуальный подход к каждому магистранту;
- возможность участвовать в программах академической мобильности (Германия, Чехия, Словакия и др.);
- обучение в современном Центре педагогической магистратуры;
- наличие бюджетных мест;
- наличие общежития для проживания студентов;
- удобное расписание, позволяющее сочетать обучение в педагогической магистратуре и профессиональную деятельность;
- интеграция психолого-педагогической, предметной и научно-методической подготовки на основе обновленного содержания образования;
- интеграция теоретических занятий и реальной образовательной практики на основе школьно-университетского партнёрства и рефлексивной деятельности;
- использование деятельностных технологий, интерактивных методов обучения, цифровых образовательных ресурсов;
- возможность активного участия в научно-исследовательской и проектной деятельности;
- свободный доступ к одной из крупнейших в стране специализированных библиотек и ведущим российским и зарубежным электронным образовательным ресурсам;
- возможность трудоустройства в лучших образовательных организациях.
6. Трудоустройство выпускников: выпускники могут трудоустроиться в образовательные организации (преподавание информатики), учреждения дополнительного образования (педагогами курсов, связанных с IT технологиями, информатикой, робототехникой), научно-образовательные центры (научными сотрудниками), органы управления образованием (сотрудниками). Выпускники также могут заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению платных услуг в сфере образования (обучение информатике).
7. Возможности продолжения обучения: лица, успешно освоившие магистерскую программу, могут продолжить обучение в аспирантуре.