Размер шрифта: A A A Цвет сайта: A A A

Казанская тюркологическая школа

Казанский университет со дня своего создания является колыбелью тюркологии в России. Ещё по первому уставу Казанского университета, подписанному 5 ноября 1804 г., на отделении словесных наук открылась самостоятельная кафедра восточных языков. Поэтому же уставу был определен штат в лице одного лектора татарского языка. В 1812 году татарский язык был введен в учебную программу Казанского университета. Позже, в конце1828 г. – начале1829 г. по инициативе ректора университета Н.И. Лобачевского был создан Восточный разряд, в который вошли 2 кафедры – турецко-татарского и арабо-персидского языков, сформированные на базе кафедры восточных языков.

Немаловажным фактором успеха Восточного разряда стали активные контакты с международными университетами и научными центрами. К середине XIX столетия у Казанского университета существовали связи с тридцатью семью европейскими университетами. На этом этапе в стенах Казанского университета были начаты исследования и заложены предпосылки для дальнейшего более углубленного изучения и разработки научных основ тюркских языков.

Как научное направление КТШ берет начало с 30-40-х гг. XIX века. Основателями этой признанной во всем мире научной школы являются И.С.Хальфин,

Х.М.Френ, Ф.И.Эрдман, А.К.Казем-Бек, А.Троянский, И.Н.Березин М.Махмудов, А.Вагабов, М.Иванов, С.Кукляшев, Каюм Насыри, Н.Ф.Катанов, В.В.Радлов и др.  Заложенные ими традиции продолжают развиваться до сих пор.

Со второй половины ХХ века в рамках КТШ стали появляться обобщающие труды по татарскому языкознанию, составляться и издаваться многотомные словари татарского языка и учебники для высших учебных заведений. Начались активные исследования грамматической и фонетической структуры, истории и  диалектологии, лексики татарского языка, тюрко-татарской ономастики, сопоставительно-типологические исследования родственных и неродственных  языков в плане их структурно-функциональных и лингвокультурологических взаимоотношений; исследования по междисциплинарным направлениям, в  частности в области этнолингвистики, лингвокультурологии, функционально-коммуникативной и когнитивной лингвистики, ареальной лингвогеографии и др.  В настоящее время ведущими направлениями КТШ являются: изучение татарского языка в диахронии и синхронии; закономерности функционирования  татарского языка в полиэтническом и социокультурном пространстве; лингвокультурологический и этнолингвистический аспекты исследования татарского  языка; исследование тюрко-татарской ономастики в контексте культуры и истории народа; функциональные и семантико-прагматические исследования языка  и речи; сравнительно-сопоставительные исследования татарского языка. Научные результаты успешно внедряются в учебную и научно-исследовательскую деятельность Казанского федерального университета и других учебных заведений Республики Татарстан и различных субъектов страны.

В течение последних пяти лет в рамках КТШ КФУ подготовлены 29 кандидатов и 3 доктора филологических наук, членами научной школы выполнены научно-исследовательские работы по выигранным грантам РГНФ и других фондов в количестве 21 проекта на сумму 11670000 руб. Среди зарубежных партнеров КТШ: Университет Хельсинки (Хельсинки, Финляндия); Гиссенский университет им. Юстуса Либиха (Гиссен, Германия); Эгейский университет (Измир, Турция); Фратский университет (Елазиг, Турция); Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева (Астана, Казахстан); Западноказахстанский университет им.  М.Утемисова (Уральск, Казахстан); Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата (Кызыл Орда, Казахстан); Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова (Актюбинск, Казахстан); Программа международного сотрудничества Мавлана (Турция).

Тюркология в Казанском университете

Развитие татарского литературоведения