6. Фонд оценочных средств
по дисциплине (модулю) |
6.1
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы и форм контроля их освоения |
Этап формирования компетенций |
Оцениваемые компетенции |
Форма контроля |
Темы (разделы) дисциплины, для проверки
освоения которых предназначено оценочное средство |
Семестр 2 |
|||
|
Текущий
контроль |
|
|
1 |
Устный опрос |
ПК-1 , ПК-6 |
1. ВведениеIntroduction |
2 |
Тестирование |
ПК-6 , ПК-5 , ПК-3 |
2. Загрузка данных для гидродинамической моделиData upload
for reservoir simulation model |
|
Экзамен |
ПК-1,
ПК-3, ПК-5, ПК-6 |
|
6.2
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
их формирования, описание шкал оценивания |
Этап
формирования компетенций |
Форма
контроля |
Критерии
оценивания |
|||
Отлично |
Хорошо |
Удовл. |
Неуд. |
||
Семестр 2 |
|||||
Текущий контроль |
|||||
1 |
Устный опрос |
В ответе качественно раскрыто
содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный
аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное
умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. |
Основные вопросы темы раскрыты.
Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат.
Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение
формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. |
Тема частично раскрыта. Ответ
слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных
положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои
мысли, обсуждать дискуссионные положения. |
Тема не раскрыта. Понятийный
аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или
отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные
положения. |
2 |
Тестирование |
86% правильных ответов и более. |
От 71% до 85 % правильных ответов. |
От 56% до 70% правильных ответов. |
55% правильных ответов и менее. |
|
Экзамен |
Обучающийся обнаружил
всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного
материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой,
усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой,
рекомендованной программой дисциплины, усвоил взаимосвязь основных понятий
дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявил творческие
способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного
материала. |
Обучающийся обнаружил полное
знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные
программой задания, усвоил основную литературу, рекомендованную программой
дисциплины, показал систематический характер знаний по дисциплине и способен
к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной
работы и профессиональной деятельности. |
Обучающийся
обнаружил знание основного учебно-программного материала в объеме,
необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справился
с выполнением заданий, предусмотренных программой, знаком с основной
литературой, рекомендованной программой дисциплины, допустил погрешности в
ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладает
необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. |
Обучающийся обнаружил
значительные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала,
допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой
заданий и не способен продолжить обучение или приступить по окончании
университета к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по
соответствующей дисциплине. |
6.3
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы |
Семестр 2 |
Текущий контроль |
1. Устный опрос |
Тема 1 |
Введение Этапы курса.
Предназначение курса. Обзор типов существующих ГДМ. Назначение различных
типов ГДМ. Обзор программных продуктов для моделирования. Преимущества и
недостатки программных продуктов. Introduction
Course subjects. Course orientation. Reservoir simulation models observation.
Simulation models types. Existing reservoir software observation. Advantages and disadvantages. |
2. Тестирование |
Тема 2 , 3 , 4 , 5 |
Обзор свойств породы и жидкости на
вводной панели симулятора Секция задания общих параметров модели. ФЕС породы.
Задание ФЕС в модели. Относительные фазовые проницаемости. Физико-химические
свойства жидкости. Review of
rock properties and fluid properties in simulation software General
parameters definition. Reservoir properties. Reservoir properties definition
in model. Relative permeabilities. Fluid
properties. |
Инициализация модели Подготовка
модели. Задние ВНК. Выделение необходимых регионов. Загрузка скважин и данных
по добыче нефти, газа и воды. Model
initialization Case definition. OWC definition. Region creation. Well data
upload including production history. |
Первый запуск модели и обзор
результатов Задание стратегии разработки. Экспорт модели из Petrel. Обзор гидродинамического симулятора tNavigator. Запуск модели на расчет. Обзор результатов расчета. First run and result observaion
Development strategy development. Model export from Petrel. tNavigator review. Calculation
launch. Results observation. |
Адаптация модели Анализ
существующих промысловых данных. Приемы адаптации. Существующие подходы к
адаптации истории. Адаптация истории разработки. History matching Analysis of the production data. History matching approaches. History matching |
Экзамен |
Вопросы к экзамену |
1. Использование капиллярной
кривой в разделе Rock physics
|
2. Модели Черной нефти (Black oil) |
3. Случай Мертвой нефти (Dead oil) |
4. Описание фазы "Вода"
в моделях Черной нефти |
5. Закон сохранения импульса в
гидродинамическом симуляторе |
6. Задание абсолютной
проницаемости в гидродинамическом симуляторе |
7. Задание переходной зоны
Вода-Нефть |
8. Влияние смачиваемости
на формирование переходной зоны |
9. Гидродинамическое моделирование
по принципу линий тока |
10. Основные кубы, входящие в
модель для гидродинамического расчета |
Questions testing |
1. The use of Pc(Sw) curve for rock physics
function |
2. Black oil fluid model formulation |
3. Dead oil simulation case |
4. Water phase description in black oil model |
5. Momentum conservation equation in reservoir simulation |
6. Absloute permeability definition in
reservoir simulation |
7. Water-oil transition zone height calculation |
8. Influence of wetting in terms of transition zone |
9. Streamline-based
simulation uses |
10. Basic grids included in the simulation case |
6.4
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений,
навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций |
В КФУ
действует балльно-рейтинговая система оценки знаний
обучающихся. Суммарно по дисциплине (модулю) можно получить максимум 100
баллов за семестр, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая
форма контроля - в 50 баллов. |
Для
зачёта: |
56 баллов
и более - "зачтено". |
55 баллов
и менее - "не зачтено". |
Для
экзамена: |
86 баллов
и более - "отлично". |
71-85
баллов - "хорошо". |
56-70
баллов - "удовлетворительно". |
55 баллов
и менее - "неудовлетворительно". |
Этап
формирования компетенций |
Форма
контроля |
Процедура
оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующих этапы формирования компетенций |
Количество
баллов, которое можно получить за данную форму контроля в соответствии с балльно-рейтинговой системой |
Семестр 2 |
|||
Текущий контроль |
|||
1 |
Устный опрос |
Устный опрос проводится на практических занятиях. Обучающиеся выступают с докладами, сообщениями, дополнениями,
участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы преподавателя. Оценивается
уровень домашней подготовки по теме, способность системно и логично излагать
материал, анализировать, формулировать собственную позицию, отвечать на
дополнительные вопросы. |
10 |
2 |
Тестирование |
Тестирование проходит в письменной форме или с
использованием компьютерных средств. Обучающийся
получает определённое количество тестовых заданий. На выполнение выделяется
фиксированное время в зависимости от количества заданий. Оценка выставляется
в зависимости от процента правильно выполненных заданий. |
40 |
|
|
|
Всего 50 |
|
Экзамен |
Экзамен нацелен на комплексную проверку освоения
дисциплины. Экзамен проводится в устной или письменной форме по билетам, в
которых содержатся вопросы (задания) по всем темам курса. Обучающемуся
даётся время на подготовку. Оценивается владение материалом, его системное
освоение, способность применять нужные знания, навыки и умения при анализе
проблемных ситуаций и решении практических заданий. |
50 |