«СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Как рассказать о книгах А.М. Гилязова по-новому».
В работе методической секции международной научно-практической конференции «Аяз Гилязов и его наследие в мировой и отечественной культуре» приняли участие 64 педагога. В подавляющем большинстве – это учителя родного языка. В круг экспертов вошли преподаватели КФУ (доцент Хабутдинова М.М., профессор Ф.С. Сайфулина, профессор А.Ф. Галимуллина), Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (доцент Мотигуллина А.Р.). От КФУ учителей поприветствовала и пожелала успешной работы декан Высшей школы национального образования и культуры, профессор Юсупова А.Ш.
Доцент Гайнуллина Г.Р. рассказала учителям о новых формах работы вуза со школьниками.
Доцент Хабутдинова М.М. в своем выступлении кратко познакомила учителей с результатами работы по пропаганде творчества А.М. Гилязова. От лица Оргкомитета конференции были вручены Благодарственные письма директорам школ, которые внесли значительный вклад в пропаганду наследия классика татарской литературы: Вахитовой М.А., директору “Гимназии №14” Авиастроительного района г. Казани, Шамсетдинову А.И., директору “СОШ №165” Ново-Савиновского района г. Казани, Саетгараевой Р.Ш., директора Джалильская СОШ №2» Сармановского муниципального района РТ, Шайдуллиной Л. К., зам. директора «Джалильская СОШ №2» Сармановского муниципального района РТ.
Для учителей была организована экскурсия по фотовыставке «А.М. Гилязов и его эпоха». В роли экскурсовода выступила Накия Гилязова, жена писателя А.М. Гилязова.
В рамках круглого стола учителя обсудили проблему формирования читательских компетенции учащихся с помощью различных технологий. Большинство детей сегодня относятся к категории «визуалов», поэтому учителям приходится прикладывать максимум усилий, чтобы добиться того, чтобы дети обратили свой взор на книгу.
Так, доцент Хабутдинова М.М продемонстрировала видеоролики со стихотворениями, посвященными А.М.Гилязову. Стихи читали как сами авторы (Рк. Зайдулла, М.Мирза, Г.Морат), так и молодые артисты ТЮЗа им. Г.Кариева. Учителям были даны конкретные рекомендации, как можно использовать данные ролики вовремя изучения биографии писателя, при работе над выразительным чтением. В особый блок были выделены стихотворения, которые стали откликом на роман-воспоминание «Давайте помолимся!» и повесть «Мустафа», написанную А.Гилязовым в соавторстве с А.Литвиным.
Огромное внимание было уделено проблеме сценической интерпретации образа Бибинур из повести «В пятницу, вечером…». В рамках методической секции были разобраны эпизоды из телеспектакля с одноименным названием (реж. А. Шакиров), спектакля «Врата рая» (реж. Р. Аюпов), фильма «Бибинур» (авт. сценария М. Гилязов). Драматург М.Гилязов в своем выступлении не только поделился воспоминаниями о создании сценариев фильма/спектакля, но и рассказал о том, какую трансформацию переживает прозаический образ на сцене.
Педагоги из Сармановского района презентовали конкретные результаты научной деятельности учащихся, нацеленные на изучение истории и культуры родного края («Литературная тропа» (на основе повести «Весенние караваны», «Мир диалектизмов»).
Профессор Галимуллина А.Ф. познакомила педагогов с информационными ресурсами, которые помогут учителям при создании буктрейлеров. Ученики с удовольствием участвуют в создании видеороликов и презентаций. Умело выстроенная работа над визуальным рядом может обеспечить подробное прочтение того или иного произведения.
В рамках методической секции состоялся конкурс знатоков творчества А.М. Гилязова, в котором наравне с педагогами приняли участие и ученики. Абсолютным победителем конкурса стала Альмеева Резеда Азатовна, ученица 11 б класса МБОУ «Джалильская СОШ №2» Сармановского муниципального района РТ.
После торжественного закрытия международной конференции учителя отправились на Ново-татарское кладбище, где возложили цветы на могилу А.М. Гилязова. Преподаватели КФУ организовали экскурсию по мемориальному кладбищу.