20 и 22 декабря магистранты первого года обучения по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (Художественное образование) ИФМК им. Льва Толстого КФУ провели интегрированные уроки - технологии и математики, а так же чтения и предметной области «Искусство» в 4 «А» классе СОШ №18 с углубленным изучением английского языка Вахитовского района г. Казани под руководством доцента кафедры дизайна и национальных искусств Ю.Емановой и педагогом начальных классов школы №18, учителем высшей категории С. Шамсутдиной. Для уроков были выбраны сложные для понимания в начальной школе темы: «Доли и обыкновенные дроби» и «Средства художественной выразительности речи» в сочетании с техниками аппликации и рисунка. Арт-технологии были выбраны средством закрепления материала, так как они способствует развитию у детей словесно-логической и сенсорной памяти, наглядно-образного мышления, воображения, мелкой моторики, аккуратности и наблюдательности.
Проведению интегрированных уроков предшествовала большая подготовительная работа на занятиях в магистратуре в рамках курса «Современная методология художественно-просветительской деятельности в области изо и дизайна»: определены и согласованы со школой темы, составлены информационные письма, выбрана форма входного и итогового контроля, изучены особенности восприятия целевой аудитории, определены арт-техники, подготовлены наглядные материалы, проработаны педагогические условия, обсуждены результаты педагогического эксперимента, составлен фотоотчет. Для объяснения материала магистранты разработали авторские иллюстрации в CorelDRAW и Adobe Photoshop для презентации, использовали видео и аудио-материалы. По окончании уроков были проведены небольшие выставки.
Целью урока было формирование универсальных учебных действий с долями и дробями путем практического применения полученных знаний в работе над аппликацией. Магистранты Э. Раимова, Г. Саляхиева, Э. Галеева подготовили презентацию с рассказом о том, что такое дроби, какие они бывают, раскрыты аудиальные секреты запоминания правил, объяснено основное свойство дробей. Дети с большим интересом приступили к творческому заданию и справились с определением долей. Для того чтобы получилось изображение, им нужно было вычислить какую часть от целого составляет деталь корабля или часть волны. Таким образом, они построили корабль в техники аппликации из цветной бумаги. В ходе этой работы каждый учащийся был вовлечён в активный творческий процесс.
Магистранты Д. Халимова, Э.Шаехова и Р.Загидуллин подготовили и провели урок, на котором дети определяли и иллюстрировали тропы и фразеологические обороты, которые рассматриваются в начальной школе. Именно разбор фразеологических оборотов вызвал наибольший позитивный эмоциональный отклик. Для того чтобы выполнить задание, каждому ученику раздали текст стихотворения А. Фета «Кот поет, глаза прищуря…» с местом для иллюстрации. Школьникам нужно было самостоятельно прочесть стихотворение, найти в нём средства художественной выразительности, выбрать одно из них и проиллюстрировать. Эта творческая работа с текстом и закрепление теоретического материала в визуальной практике развивает умение учиться, усваивать новый опыт, импровизировать, развивать художественно-творческие и познавательные способности, формировать представления о средствах художественной выразительности, эстетическое отношение к искусству слова и потребность в общении с миром художественной литературы.
Ученики остались довольны уроками, обсуждали изученный материал и были в приподнятом настроении. Дети апробировали научный потенциал искусства и убедились в его действенности. Если учеба проходит с удовольствием и позитивным настроем, то задачу уже можно считать выполненной. И выходной контроль знаний это подтвердил.