20 ноября 2014
КФУ-210. Вышла в свет коллективная монография "КФУ: от идеи до практики"

В издательстве Казанского университета вышла в свет коллективная монография «КФУ: от идеи до практики. Казанский федеральный университет как центр модернизации образования в Татарстане». Авторы издания – ученые КФУ Михаил Щелкунов,  Владимир Бухараев, Дмитрий Люкшин.

Наш корреспондент побеседовал с  членами авторского коллектива.

-Как вы пришли к идее книги?

Михаил Щелкунов: Предлагаемая читателю книга подводит итоги двухлетней работы авторского коллектива по одноименному исследовательскому проекту (гранту),   РГНФ в рамках  регионального конкурса «Волжские земли  истории и культуре России» (№ 13-13-16001).

Актуальность проекта связана с необходимостью осмысления деятельности КФУ - признанного лидера модернизации образования в Татарстане, обобщения накопленного университетом опыта этой модернизации, выявления ее общесоциальных и общекультурных последствий. Исследование носит пионерский характер. Насколько нам известно, научных изысканий такого рода, посвященных федеральным  университетам в целом, и КФУ в частности, до сих пор не проводилось.

-Каков основной замысел  проведенного исследования?

Владимир Бухараев Мы не ставили своей целью всесторонний анализ деятельности КФУ. Была сформулирована  более узкая задача:  сосредоточиться  на собственно образовательной деятельности  университета. Остальные аспекты деятельности КФУ затрагиваются в той мере, в какой они сопрягаются с образовательным процессом.

-Несколько слов о композиции монографии.

Дмитрий Люкшин: Содержание книги  разделено на три главы. В первой главе  «Университет как социокультурный феномен: этапы эволюции» прослеживается эволюция   места и роли  национального университета в  обществе на протяжении последних двухсот лет европейской и мировой истории, обсуждается необходимость его модернизации в условиях глобализации. Акцентируется внимание на особенностях вхождения современной российской высшей школы в мировое образовательное пространство.

Вторая глава «Три возраста Казанского университета»  повествует о  пути  становления и развития Альма матер в качестве крупного образовательного, научного и культурно-просветительского центра России. Основное внимание уделено истории создания и продвижения проекта «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,  первоочередным шагам КФУ в новом статусе. Раскрыты противоречия становления федерального университета. 

В последней, третьей главе,  «По-новому обучать и воспитывать» охарактеризованы  особенности  образовательной компоненты КФУ: модернизация образовательного процесса; развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента студентов; модернизация инфраструктуры;  повышение эффективности управления. Отражена деятельность КФУ  по содействию системной модернизации общего и профессионального образования в РТ.     Особо выделена роль КФУ в деле модернизации педагогического  образования, подготовки учительских кадров нового типа.    Значительное место уделено социально-воспитательной миссии университета.

-Оформление книги отмечено юбилейной символикой…

Михаил Щелкунов: Да, авторы посвящают свой труд 210-летию со  дня основания   Alma Mater. Но это совсем не означает, что  перед вами  - праздничный выпуск печатного издания на тему «Казанский федеральный университет». Это научная работа, в которой мы по мере сил попытались дать объективную оценку образовательной деятельности КФУ - со всеми  достижениями, проблемами и противоречиями.

Владимир Бухараев: Хочется надеяться, что  книга вызовет интерес у широкой читательской аудитории: коллег-преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов, всех, кому небезынтересны тенденции развития федерального университета.

 

Источник информации: Пресс-центр