20 ноября 2014
К юбилею alma mater. Об ученом-гигиенисте и общественном деятеле Аркадии Якобии

Событие, происшедшее на прошлой неделе на Ямале, прошло мимо федеральных СМИ. Хотя  для ямальской культуры, науки и, будем надеяться, духовной жизни жителей Надыма это событие это стало одним из самых важных за последнее время.

Дело в том, в Надым перевезли деревянный домик и поставили его почему-то на почётном месте у храма святого Николая Чудотворца. В честь переезда был отслужен благодарственный молебен. Домик этот, а точнее - небольшая часовенка - единственное сохранившееся деревянное православное сооружение на Ямале конца XIX века. Несколько лет назад ее обнаружили вблизи строящегося предприятия "Газпрома" и решили спасти, перенеся в город. Историки называют факт сохранения часовенки (хэхэ мя,  что с ненецкого языка переводится как "священный чум") в непростых условиях Ямала не меньше, чем чудом.

Впервые о часовне упоминается в журнале "Тобольских епархиальных ведомостей". Там говорится, что в декабре 1914 года иеромонах Феодосий с псаломщиком П. Вылкою пробирались из Хэ до Нарэ и Надыма с миссионерской целью по ненецким чумам:

"Заезжали в Надым в часовню, которая была устроена отцом игуменом Иринархом и профессором Якобием на том месте, где случайно нашли кедр с природным крестом внутри. Тот кедр был вывезен в Петроград, а пень и теперь сохраняется посреди часовни. На этом месте они предполагали открыть и миссионерский стан".

Так, в истории сохранилось имя строителя часовни - игумена Иринарха, а помогал ему профессор Императорского Казанского университета - Аркадий Иванович Якобий, который был в экспедиции зимой 1894 года и нашёл тот самый кедр с крестом внутри.

Пользуясь произошедшим событием, журналист пресс-центра полагает уместным напомнить читателям сайта о заслугах этого широко известного в его время ученого, педагога и общественного деятеля.


 


Образование

Аркадий Иванович Якобий - потомственный дворянин Казанской губернии. Помимо него - выдающегося врача, одного из основоположников отечественной гигиенической науки,  эта российская дворянская семья дала Отечеству еще две яркие личности: Валерия Ивановича - профессора живописи, академика Императорской академии художеств, и Павла Ивановича, доктора медицины, одного из первых организаторов помощи в России душевнобольным.  

Получив домашнее образование,  весной 1843 года Аркадий сдавал вступительный экзамен в университет, чтобы поступить на физико-математический факультет. Экзаменатором по математике у него был не кто иной как Николай Лобачевский. Окончив в 1847 году курс со степенью кандидата физико-математических наук, определился на службу в штат Казанского губернского правления, а затем с 1850 по 1857 служил в департаменте министерства юстиции в должностях товарища председателя палаты уголовного суда.

Якобий получил поручение министра юстиции представить соображения о желательных реформах уголовного судопроизводства и составил мемуар, в котором высказал весьма радикальные для той эпохи пожелания - устранить уголовное преследование по делам о расколе, отменить крепостное право и учредить гласный суд. Записка эта была оставлена без движения.

В 1857 году Аркадий Якобий получил разрешение посещать занятия в Медико-хирургической академии, а затем уехал за границу для продолжения занятий медициной в Вюрцбургском университете, где в 1860 году был удостоен степени доктора медицины за диссертацию "De ammoniaco caustico in usum chirurgiae", подготовленную в лаборатории профессора Горлена.

Возвратившись в Россию,  Якобий получил в 1863 году докторскую степень и в Медико-хирургической академии, куда представил диссертацию "О раздражении химическими веществами чувствительных нервных нитей лягушки" - исследование, проведенное им в лаборатории известного в Европе профессора Э. Дюбуа-Реймона. Работал он также в лаборатории профессора И.М.Сеченова, откуда вышло его "Исследование физиологических явлений смерти животных при охлаждении".


Первое пришествие в Казанский университет

В мае 1864 года Якобий был избран доцентом Казанского университета по кафедре судебной медицины.

Однако первая эпоха служения Якобия Казанскому университету продолжалась немного долее семи лет: осенью 1871 г. разыгралась в альма матер  ожесточенная распря, оставившая в летописях память под наименованием "Дело профессора Лесгафта".

Примкнув в этом деле к меньшинству, Якобий в числе семи прогрессивных профессоров подал 3 ноября прошение об увольнении его из университета, выразив тем самым протест против изгнания из университета Петра Францевича Лесгафта, дерзнувшего публично критиковать университетские порядки. Уволен Якобий был 18 декабря 1871 года.

Группа профессоров, подавших в отставку



 Харьковский период службы

С 8 мая 1872 года Аркадий Иванович назначен экстраординарным профессором Харьковского университета по кафедре общей терапии и врачебной диагностики. Якобий на эту должность был рекомендован профессором А.С.Питрой, который охарактеризовал его как многосторонне образованного и опытного преподавателя, известного своими работами по гигиене и экспериментальной физиологии. Совет медицинского факультета в полной мере поддержал мнение профессора Питры и на своем заседании 15 января 1873 года единогласно избрал А.И.Якобия профессором по кафедре гигиены. С этого времени собственно и начинается история кафедры гигиены в Харьковском университете.

В преподавании гигиены и научных исследованиях А.И.Якобий руководствовался представлением, что человека нельзя рассматривать и изучать вне общества, вне социальных условий. Лекции, которые профессор читал студентам-медикам Харьковского университета,  он назвал "Курсом общественной гигиены". Они, записанные студентом Окороковым, были выпущены в 1885 году в виде рукописи, размноженной литографским способом. Книга вышла под редакцией А.И.Якобия. Она включает в себя такие разделы: отходы и их удаление; история развития санитарных учреждений; почва; климат; вентиляция; искусственный климат; жилище; питание; голодание; водоснабжение; биология населения; места заключения; заболевания от испорченного воздуха закрытых помещений; школа; дезинфекция; эпидемии; половая жизнь.

Профессор Якобий возглавлял кафедру гигиены в Харькове 13 лет, до 1885 года, после чего вернулся на родину.


Возвращение в Казанский университет

1 июля 1885 года Аркадий Иванович снова перемещен в Казанский университет ординарным пpофeccopoм пo кафедре гигиены.

Научная деятельность А. Якобия охватывала различные направления - гигиеническое, физиологическое, эпидемиологическое и др. Разрабатывавшиеся им вопросы методики гигиенических исследований не утратили значения и в наше время. Это относится к его работам "О вентиляционных формулах. Математическое исследование", "Методика исследования скважности (пористости) хлеба"; "Спектральное исследование пигментов".

Именно Аркадию Якобию принадлежит очерк "Участие Александра Михайловича Бутлерова в делах местного земства".  


 

Общественное значение работ профессора

Научные исследования Якобий в значительной части имели общественное направление...

Ряд работ Аркадия Ивановича касается изучения причин вымирания различных народностей, населявших Север России и Северный Кавказ, причем им описаны были не только санитарные условия, но и быт, экономика обследованных народностей, а также политика царских чиновников по отношению к этим народностям.

Ученый предпринял ряд экспедиций, сопряженных с длительным пребыванием в тяжелых условиях, в степях и тундре, с неупорядоченным бытом и многими другими трудностями. В 1872 году Якобий осуществил поездку в степи Западной Сибири для исследования причины чумы рогатого скота. Материалы поездки касались самых различных вопросов - санитарного состояния обследованного района, климатических условий, водных источников, быта и условий жизни населения в аулах и всего того, что могло повлиять на распространение инфекций.

Описывая тяжелые условия жизни населения, А.И.Якобий настаивал на необходимости большего внимания администрации к интересам народа и гуманного отношения к нему. Особенного уважения заслуживает то, что ученый рассматривал такие исследования, как важное государственные дело. Он справедливо полагал, что санитарное изучение окраин России чрезвычайно важно для администрации, ибо самое просвещенное руководство может укрепить благосостояние народа лишь тогда, когда правительственные меры основываются на точных объективных данных и на знании условий жизни населения.

Большой интерес представляют записки А. Якобия о поездке по Канинской тундре, которую он предпринял в 1890 году. В них он описал быт и обычаи ненцев (тогда их называли самоедами), природу, климат, экономику края, крайне недостаточную медицинскую и ветеринарную помощь. Целью поездки помимо всего прочего - было организовать миссионерский стан.


Предложения о реорганизации миссий Низового края профессора Якобия

На заседании тобольского епархиального Братства Димитрия Солунского 26 марта 1895 года был заслушан доклад заслуженного профессора Казанского университета, почетного члена Тобольского Епархиального Братства Димитрия Солунского миссионера Аркадия Ивановича Якобия.

Его сообщение было посвящено обзору совершенной им поездки в Надым. Ее цель заключалась в том, чтоб найти место для размещения на севере Тобольской епархии еще одной православной миссии.

Экспедиция профессора 14 ноября 1894 года направилась из Обдорска на 5 нартах. В первый день они проехали около 40 верст до одной из стоянок инородцев. 29 ноября из Шуги они направились далее и 1 декабря достигли реки Надым, который в устье разветвлялся на несколько течений, образуя острова. На этих островах растут березы, ели, а также лиственница. Наряду с прочими хвойными деревьями в тех местах путешественники встретили и кедровые деревья, который они посчитали самым северными для северо-запада Сибири.

В своем выступлении профессор Якобий сообщил: "Я нашел первый самый северный кедр - ясное доказательство того, что эта местность должна быть пригодна для миссионерского стана... Кедр может служить климатическим признаком. По понятиям некоторых инородцев Сибири одинокий кедр в лесу другой породы придает месту какое-то особенное значение".

Подводя итог хочется заметить, что миссионерский стан на реке Надым так и не был открыт и для сдачи ясака аборигены еще долгие годы совершали длительные поездки в Обдорск. Но само путешествие и высказанные затем предложения заслуживают того, чтоб о них вспомнить и отдать должное неутомимым подвижникам по просвещению северных народов, привития им основных навыков русской культуры. Благодаря деятельности таких энтузиастов как профессор Якобий происходило медленное сближение коренного северного населения с их русскими собратьями. И не их вина, что это сближение происходило столь медленно.


Об угасании инородческих племен Севера

В 1893 году Якобий сделал доклад в "Русском обществе охранения народного здравия" под названием "Угасание инородческих племен Севера".

Чуть раньше в письме, адресованном Льву Толстому, доктор медицины писал: "Посылаю Вам свой доклад об "угасании" (зоологический термин) инородческих племен Севера... Сможете ли вы заинтересоваться их судьбой?.."

В докладе ученый говорил о хищнических приемах эксплуатации природных богатств, в том числе пушных зверей, пастбищ, лесов, о спаивании и обмане местных жителей торговцами и представителями компаний, о том, что "угасание инородческих племен" является несомненным народным бедствием, а граничащая с криминальной деятельность компаний заслуживает строгой правовой оценки.




Научный и творческий путь

Проанализировав научный и творческий путь ученого, можно только поражаться многосторонности его интересов. Один из основоположников отечественной гигиены, он интересовался математикой и юриспруденцией, биологией и этнографией.

Сохранился отчет Аркадия Якобия о помощи населению в местности Чалыкыра Лаишевского уезда Казанской губернии, в котором сообщается, что в виде благотворительности он передал нуждающимся около 300 рублей и лично отвез их в село Кодряво-Челны, где свирепствовали голод и цинга. Ученый привлек также к этому благородному делу и Общество Красного Креста.

А в одной из своих публичных лекций, рассуждая о составных человеческого счастья, говорил о правилах питания, качестве строительства жилья, освещении улиц, чистоте везде и во всем.

Кстати, за публичную лекцию "О счастье с точки зрения гигиены", прочитанной им 16 марта 1869 года в Казани, Якобий был не в чести у духовенства. Архиепископ Казанский Антоний в письме к попечителю учебного округа Шестокову неодобрительно отозвался о б этом выступлении профессора Якобия, "указавшей единственный путь к счастью человечества в гигиене".

Ученый придавал также большое значение деятельности Общества Красного Креста и опубликовал фундаментальный труд по его истории.

В 1889 году на торжественном акте Харьковского университета он произнес речь о задачах русского Красного Креста, в которой призывал к организации приютов и инвалидных домов для больных и раненых, приютов для вдов и сирот, к организации производства протезов (конечностей), к устройству станций для климатического лечения раненых.


Скончался Аркадий Иванович 14 апреля 1907 года, о чем в метрической книге Крестовоздвиженской церкви при Казанском университете записано: "Заслуженный Ординаторный Профессор Императорского Казанского Университета Действительный статский советник Аркадий Иванович Якобий в возрасте 79 лет умер от сердечной жабы..."


Источник информации: Галина Хасанова по материалам открытых источников
Комментарии
читатель 25.11.14, 09:34
Кстати, на начало 19 века в 3/4 татарских деревень бань не было. Вообще! А в остальных они были исключением из правил. Бани по-турецки были в единичных числах и принадлежали беям. Большинство обходилось водой нагретой в казане. Общественных бань не было ни одной. Был составлен план приобщения инородцев к гигиене. Построивший баню и не реже раза в неделю мывшийся в ней освобождался от части податей.