10 ноября 2014
Профессор Нокосийского университета Арети Демосфенус о важности веротерпимости в современном мире

Профессор Нокосийского университета из республики Кипр Арети Демосфенус прочитала 6 ноября в актовом зале Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ лекции о проблемах ислам и межкультурное образование на Ближнем Востоке.


Арети Демосфенус рассказала студентам КФУ об учебных программах острова. Профессор Нокосийского университета провела две открытые лекции: «Проблемы, с которыми сталкиваются разработчики учебных программ в современном глобализированном мире» и «Ислам и межкультурное образование на Ближнем Востоке». Организатором проведения открытых лекций гостьи из Кипра был Институт истории им. Ш.Марджни АН РТ совместно с Ассоциацией Преподавателей Истории Татарстана.
На протяжении всех лекций Арети Демосфенус говорила о проблеме национального напряжения на Кипре и о важности веротерпимости в современном мире. Она выделила проблему преподавания истории в школе. По ее мнению, федеральные школьные учебники должны объективно отражать историю, не настраивая одну нацию против другой.
Арети Демосфенус вела диалог со студентами на протяжении двух лекций.


Венера Макарова, студентка IV курса ИМОИиВ КФУ: Профессор акцентировала наше внимание на актуальных глобальных проблемах, при этом приводила примеры из своей жизни. Был использован дедуктивный метод - от общего к частному. Говоря о насущных проблемах, она высказывала свое мнение и слушала наши ответы.
Гостья из Кипра затронула проблемы терроризма, гомосексуализма и национальных противоречий. В отношении последней проблемы профессор Нокосийского университета призывала к толерантности в современном мире. Она высоко оценила национальные отношения в Республике Татарстан и выслушала мнение преподавателей Казанского Федерального Университета.


Айрат Халитович Тухватулин, к.и.н., доцент ИМОИиВ КФУ: «Проблема взаимоотношений между христианским и мусульманским населением является актуальной не только для Кипра, но и для мусульманских регионов РФ, в том числе, и для Татарстана. Проблем резкого противостояния между русскими и другими православными народами и татарами нет, за исключением некоторых бытовых проблем. Это ситуация стала результатом соседнего и общего проживания на протяжении 9-10 вв. С другой стороны, система образования и социализации в нашем обществе строится на взаимном уважении культуры друг друга, чему способствует и объективное преподавание истории в школах и вузах».


В завершение своего выступления Арети Демосфенус поблагодарила аудиторию и рассказала о своих дальнейших планах.


Для справки

Республика Кипр - островное государство в восточной части Средиземного моря. Официально территория Республики включает 98% территории острова. Однако реально остров разделён на две части: 60% территории острова контролируется властями Республики Кипр, населённой в основном греками, 38% - Турецкой Республикой Северного Кипра, населённой в основном турками.
Данная ситуация является итогом Турецкого вторжения на Кипр в 1974 году. Тогда, президентом Кипра стал Никос Сампсон, представитель греческой подпольной организации EOKA-B, известной своей антитурецкой активностью и идеей о присоединении Кипра к Греции. Несмотря на заверения нового руководства в лояльности по отношению к турецкому населению острова, Турция направила свою армию.
После войны около 180 тысяч греческих киприотов бежали или были насильно переселены на юг, а около 42 тысяч турок переехали на север Кипра. Таким образом, этническая чистка, произведенная турецкими войсками, привела к расколу острова на две части.
Напряжение между турками и греками не прекратилось до сих пор. Проблема национальной неприязни нашла свое отражение даже в учебной программе и школьных учебниках Республики Кипр.

Источник информации: Евгения Ермилина, студентка ИМОИиВ КФУ