Сегодня, 22 октября, в КФУ продолжилось заседание Научно-методического совета по экономике Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.
Мы уже писали о том, что для обсуждения проблем разработки и реализации образовательных программ в сфере экономики в Казанский университет съехались представители ведущих вузов страны.
Гости уже ознакомились с особенностями экономического образования в КФУ. Сегодня под председательством директора Института управления, экономики и финансов Наили Багаутдиновой и заместителя декана экономического факультета по УМО МГУ им. Ломоносова Ирины Телешовой участники мероприятия обсудили актуальные вопросы, связанные с разработкой и реализацией образовательных программ высшего образования.
В заключение мероприятия Ирина Георгиевна рассказала журналисту пресс-центра, что заседание традиционно и имеет своей задачей создать благоприятную обстановку для знакомства с опытом вузов, приехавших на заседание, дабы выработать общие позиции по рассматриваемым вопросам. Сегодня ими стали федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения, организация работы и деятельности учебно-методического объединения, место и роль профессиональной общественной аккредитации, подготовка аспирантов по специальной образовательной программе и все, что появилось нового в связи с принятием федерального закона «Об образовании».
Отдельно в рамках мероприятия обсудили модернизацию ФГОС, в частности, основные положения концепции разработки новых ФГОС 4, в состав которых входят компетентностный подход, рамочный характер стандарта, расширение свободы действия и, соответственно, повышение ответственности образовательных организаций, учет требований рынка труда. Также были озвучены отличительные особенности ФГОС 4 от ФГОС 3. По информации Ирины Георгиевны, разработка ФГОС 4 начнется в 2015 году.
У участников заседания возникли вопросы по реализации ФГОС 3+ по экономике, которые начали внедряться с 19 сентября этого года. Ирина Терентьева предложила к завтрашнему дню сформировать список наиболее животрепещущих вопросов и направить их в Министерство образования и науки РФ.
Завершил мероприятие доклад руководителя научно-методического отдела Института национальные проектов (Москва) Елены Никишиной. Ее выступление было посвящено результатам пилотного исследования общекультурных компетенций, в рамках которого были использованы социологические методы.
Как известно, общекультурные компетенции можно разделить на общепрофессиональные, к которым относят способность общаться на иностранном языке и пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, и на культурные, связанные с поведенческими установками (к примеру, умением работать в команде). По словам Елены Никишиной, учеба студента в вузе формирует лишь основы знаний, которые интересуют работодателя и которые редко соответствуют его требованиям, поэтому приоритетной становится оценка общекультурных компетенций выпускника. К сожалению, по информации выступающей, у вузов и работодателей разное понимание того, что относится к категории общекультурных компетенций. Именно поэтому создание единого свода этих компетенций, инструментария по их развитию, единых подходов к их оценке выгодно всем сторонам. Результаты своих исследований, которые заключались в изучении компетенций, формирующихся у студентов в процессе обучения, а также модель общекультурных компетенций, опирающаяся на ФГОС и учитывающая особенности компетентностных моделей, применяемых в деловой среде, Елена Никишина представила участникам мероприятия.
Напомним, завтра, 23 октября, состоится заключительное заседание, где участники обсудят проблемы развития системы образования.