17 сентября 2014
О развитии сети малых профильных институтов КФУ

Совещание на тему «О развитии сети малых профильных институтов» прошло 16 сентября  Лицее имени Н.И.Лобачевского. В совещании приняли участие проректора по образовательной деятельности  Рияз Минзарипов, советник ректора, директор Департамента довузовского, общего и педагогического образования Людмила Нугуманова, директора лицеев, институтов КФУ и ответственных в структурных подразделениях за проведение профориентационной работы.

Этот год особенный для нашего университета. Мы будем отмечать 210 лет со дня основания Казанского университета, поэтому запланировано много мероприятий, посвященных этой юбилейной дате.

Необходимо отметить, что в текущем году дан старт подготовке к 28-й Международной олимпиаде школьников по информатике, которая пройдет в 2016 году на базе Казанского университета. Университет будет встречать школьников из 80 стран мира. Предоставленное университету право на проведение Международной олимпиады – это не только выполнение показателей реализации программы развития университета, но признание его лидерства в системе российского образования, потенциальных возможностей университета для выхода на международный уровень.

Система профориентационной деятельности институтов КФУ нацелена на повышение престижа  и  укрепление  лидирующих  позиций  КФУ в системе высшего образования Российской Федерации и за рубежом. Достижение этой цели возможно путем  решения таких основных задач, как:

- позиционирование университета как одного из ведущих образовательных центров Российской Федерации;

- привлечение  талантливой  молодежи, в том числе абитуриентов из зарубежных стран, для обучения в КФУ по  всем  направлениям подготовки,

- совершенствование системы мер по выявлению, целевой поддержке  одарённых учащихся, формированию их мотивации на обучение в КФУ;

- разработка, апробация и внедрение инновационных образовательных технологий;- повышение качества основного общего и среднего общего образования.

Сегодня университет проводит интернет-олимпиады, выездные выставки, презентации КФУ, вступительные испытания не только в России, но и в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане. В итоге,  около 500 граждан этих государств  в этом году приняты на обучение в КФУ. В целом по университету доля привлеченных иностранных студентов по основным образовательным программам составляет 12% (по плану - 5%).

Интересен опыт Института физики по организации заочной школы для учащихся и учителей, всех желающих изучать физику и математику дистанционно. Среди пользователей данного образовательного ресурса немало школьников из Таджикистана, Кыргызстана. В планах заочной школы подключение учащихся Узбекистана, Казахстана, а также создание английской версии всех учебных курсов.

В сложившейся системе деятельности по выявлению, целевой поддержке  одарённых учащихся, формированию их мотивации на обучение в КФУ особое место занимает Малый университет, на семи факультетах и отделениях которого обучались почти 500 школьников. Постоянно растет количество участников, представляющих не только Татарстан, но и другие регионы РФ, в таких значимых мероприятиях, как Межрегиональные предметные олимпиады и Поволжская научная конференция имени Н.И.Лобачевского. 

Важно отметить, что в прошлом учебном году олимпиады по физике и химии вошли в федеральный Перечень олимпиад школьников. Победители и призеры этих конкурсных мероприятий имели преимущества при поступлении на профильные направления подготовки (им присваивалось 100 баллов по профильному ЕГЭ). Показателем результативности этих знаковых для университета мероприятий является количество участников, выбравших КФУ для получения профессионального образования, их число за последние три года значительно выросло.

Помимо указанных мероприятий все институты в своей профориентационной деятельности ориентированы на выявление и сопровождение одаренных, талантливых учащихся, с использованием самых различных форм работы. Преподаватели институтов читают лекции, проводят факультативные занятия, мастер-классы в лицеях и базовых школах КФУ, осуществляют руководство исследовательской и проектной работой школьников, участвуют в вебинарах по основным предметам и форумах по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. Все это способствует разработке, апробации и внедрению инновационных образовательных технологий и вместе с тем, повышению качества общего образования.

Второй год на основе представляемой институтами информации Департамент довузовского, общего и педагогического образования составляет календарь мероприятий КФУ для школьников.Новацией этого года стало не только его печатное издание, но и размещение на сайте университета с переадресацией на страницу конкретного института, где должна быть представлена более подробная информация о проводимом мероприятии.

Вместе с тем, количество мероприятий не является показателем эффективности и результативности профориентационной работы. Университет заинтересован в ее качестве, а точнее в качестве абитуриента, который сделает свой выбор в пользу КФУ.

Наибольшую активность в проведении мероприятий со школьниками проявляют Институт филологии и межкультурной коммуникации, Институт психологии и образования, Химический институт им. А.М. Бутлерова.Возросла активность Елабужского института, Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, Института физической культуры и спорта, Института физики, Юридического факультета, Института международных отношений, истории и востоковедения, Института геологии и нефтегазовых технологий.

Эффективная профориентационная деятельность  невозможна без отлаженного механизма взаимодействия между основными структурными подразделениями университета, а также наличия центров, координирующих ее организацию и проведение на всех уровнях. На уровне университета таким координатором выступает Департамент довузовского, общего и педагогического образования.Сегодня в университете функционируют два Малых института – Малый институт Института филологии и межкультурной коммуникации и Малый химический институт. Общими для этих институтов являются два обстоятельства: во-первых, они возникли как инициативные проекты профильных институтов, а во-вторых, в организации их работы принимают участие активные и заинтересованные в высоких результатах своей работы лица.

В проекте на 2014-2015 учебный год – создание сети малых профильных институтов основных структурных подразделений КФУ, ведущих профориентационную работу с учащимся школ, возможно, нашими будущими абитуриентами. 



Источник информации: Департамент довузовского, общего и педагогического образования