06 июня 2012
Три поколения студенческих этнографических кружков в Казанском университете

Одной из форм научно-исследовательской и популяризаторской работы среди студентов и для студентов является организация научных кружков. Этнографическую и социальноантропологическую проблематику на историческом факультете Казанского университета призван кружок «Этнофорум», воссозданный в 2003 г.

Этнография как наука имеет сложную историю становления. С одной стороны, это невероятная популярность этнографических методов, жанров наблюдения и полевых заметок в конце XIX в. Именно тогда при Казанском университете было создано Общество истории, археологии и этнографии, ставшее интеллектуальным центром для территории всего Волго-Уралья. С другой стороны – трудности и испытания, которым подвергалась в Советском государстве с начала 1930-х гг. этнография, противоречившая идее создания единой советской нации. Нужно сказать, что до указанного периода этнография была причислена в структурном отношении к наукам естественного цикла, относясь административно к кафедре географии. В этом проявляется специфика казанской этнографической школы, для которой важным признаком является связь этнографии и географии[1].

Уже в первой трети XX в. была налажена кружковая работа. В 1910 г. был создан кружок любителей природы,  руководителем которого в 1915-1920 гг. был Бруно Фридрихович Адлер. Благодаря протоколам Общества естествоиспытателей и выпускам Трудов кружка можно говорить, что с этого времени берет начало традиция студенческих научных собраний этнографов, которые зачастую были одновременно и естествоиспытателями. «Объединение студентов-натуралистов на почве общих научных интересов»[2] было важным этапом в становлении будущих известных ученых-профессоров Н.И.Воробьева, С.Н.Лаптева, И.А.Лопатина, А.А.Половинкина,  С.А.Теплоухова.

 Говоря о деятельности кружка, можно выделить три основных периода. Первый период (с момента возникновения и до 1916 г.) характеризуют наибольшее число заседаний, активное пополнение библиотеки кружка, усиленная экскурсионная деятельность[3], работа секции по изготовлению учебных пособий. Число участников кружка в среднем в эти годы 28 – 50 человек, но на отдельных выступлениях доходило до 150 слушателей!

Второй период (1916-1918 гг.) отмечен понижением темпов работы: «Мобилизация и призыв студентов на военную службу, отвлечение многих членов Кружка политической деятельностью, потрясения, причиненные Казани гражданской войной, и экономическая разруха чуть было не привели Кружок к смерти. Полнейшее прекращение деятельности, отсутствие членов и хотя  бы минимальных средств» - так описывает состояние на конец 1918 г. Б.Ф.Адлер, которому пришлось вновь возрождать дела. В честь десятилетия Кружка было принято решение выпустить сборник студенческих трудов; а средства на его печать были собраны путем чтения публичных лекций преподавателями. В свет вышло два сборника – 1921 и 1922 г., последний содержит, помимо студенческих статей, отчет по работе Кружка, описание библиотечных пополнений и в целом имеет сходную с журналом или любым другим периодическим изданием структуру.

Этнографическая тема за все время существования Кружка была представлена следующими докладами: «О шаманстве у сибирских инородцев» (Лопатин, 1912 г.), «О научной фотографии» (Лебедев, 1913), «Киргизы. Этнографический очерк» и «Заметки о киргизах» (Кольцов, 1913), «Задачи музейного дела в России» (Адлер, 1913 г.), «Имеретия. Географо-этнографический очерк» (Гагечиладзе, 1914 г.), «Способы и средства передвижения» (Масленников, 1914 г.), «Материалы по шаманству бурят» (Подгорбунский, 1914 г.), «Возникновение одежды» (Новокрещеных, 1916 г.), «Типы жилищ человека» (Томиловский, 1916 г.), «Культурно-историческое значение янтаря в Европе» (Лебедев, 1917 г.), «Академия Истории Материальной культуры» (Адлер, 1919 г.). В совокупности по культурно-исторической тематике на заседаниях Кружка любителей природы был заслушан 21 доклад, из них 9 носили исключительно этнографический характер[4].

После 1922 г. не предпринимались издания Трудов кружка, наложили свой отпечаток сложности периода Гражданской войны и отъезд Адлера[5] из Казани в 1922 г. Можно заключить, что данный кружок был весьма обширным по охвату тем и не может быть назван исключительно этнографическим, скорее это многоаспектное  студенческое объединение, в котором важную роль играла полевая экспедиционная работа.

 Следующим явлением с этнографической проблематикой стал студенческий кружок под названием «Этнофорум», организованный в 1975 г. при этнографической группе на географическом факультете по инициативе аспирантки З.З.Мухиной. Студенты, аспиранты и преподаватели собирались по средам и обсуждали то, что было ими наработано в экспедициях, проводили конференции. Кружок просуществовал до начала 80-х гг. В 1989 г. этнография была переведена с географического на исторический факультет, и была организована кафедра этнографии и археологии.

Интересное совпадение названий подкрепляется сохранившимся объявлением о собрании кружка с изображением веселого папуаса. Именно этот рисунок, найденный в Этнографическом музее спустя 30 лет, был выбран в качестве эмблемы кружка.

  Заседания современного «Этнофорума» проходят регулярно в присутствии преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей этнографической части кафедры этнографии и археологии. На каждом заседании заслушивается, как правило, по одному сообщению, за которым следует обсуждение. В качестве докладчика может выступить любой представитель как этнографического сообщества, так и смежных дисциплин. В основном это наши преподаватели, аспиранты, студенты, специалисты из АН РТ и других вузов Казани, а также лидеры национальных общин. Довольно часто мы обращаемся к форме круглых столов и фокус-групп. Присутствуют и выездные заседания кружка – приуроченные к каким-либо датам или знаковым мероприятиям, например вечер в Консерватории «Музыка народов Волго-Уралья».

Кружок как форма студенческой научно-исследовательской работы выполняет и не менее важные задачи профессиональной социализации, приобщения к коллективному опыту и традициям академического сообщества, играет большую роль в воспитании исследователя и в  трансляции корпоративной культуры.

 

[1] Токсубаева Л.С.,Титова Т.А. Роль Е.П.Бусыгина и Н.В.Зорина в развитии этнографии в Казанском университете // Счастье жить и творить. - С.377

[2] Труды студенческого кружка любителей природы при Казанском университета. Вып.1. Казань, 1921. С. 3.

[3] Нужно помнить, что под экскурсионной в этот исторический период подразумевалась экспедиционная деятельность. Студенты за 10 лет существования Кружка приняли участие в более чем 80 «экскурсиях», в том числе и в Красноярск (Воробьев и Тюшняков), в Уссурийский край (Голомшток) и др. См. подробнее: Труды студенческого кружка любителей природы при Казанском университета. Вып.1. Казань, 1921. С.13.

[4] Труды студенческого кружка любителей природы при Казанском университета. Вып.1.  Казань, 1921. С.12.

[5] Зорин Н.В. Бруно Фридрихович Адлер. 1874 – не ранее 1932. Казань, 2001. С.30. 

Источник информации: Мария Вятчина, студентка 5 курса Института истории