13 августа 2014
Взаимосвязь между знанием языков и мышлением (мастер-класс Международного фестиваля школьных учителей в Елабужском институте КФУ)

В Елабужском институте КФУ прошел мастер-класс «Влияние билингвизма на развитие креативности» профессора Марка Лейкина.

«Билингвизм и креативность – это два сложных понятия, не до конца изученных в отдельности, но в пересечении образующих интересное явление» – так ответил Марк Лейкин, профессор Факультета образования Университета Хайфы из Израиля на вопрос, чем его привлекает данная область.

Мастер-класс носил название «Влияние билингвизма на развитие креативности», поэтому профессор начал свое выступление с толкования этих понятий. Двуязычие бывает сбалансированное, и нет, то есть когда есть доминантный язык. Это зависит от множества факторов, в данной ситуации было выделено 5 основных: возраст усвоения, способ, частота использования, одаренность и общение.

Марк Лейкин сам владеет несколькими языками, также как и его окружение, именно поэтому он решил изучить взаимосвязь между знанием языков и мышлением. «Меня заинтересовал билингвизм, как когнитивный процесс, и в конечном итоге я стал проводить исследования по обработке языковой информации в мозге» – рассказывает модератор – «это электрофизиология, когда шапочка с датчиками одевается на голову и записывается реакция на определенные слова и предложения». В итоге профессор пришел к выводу, что работа мозга человека, разговаривающего на двух языках, отличается от тех, кто знает только один. Ярким отличием является умение переключаться, и это, с точки зрения психологии, очень сложный процесс.

Для пояснения креативности было приведено определение Саймонтона: «процесс, который включает в себя создание новых идей или новых связей между уже существующими концепциями». Причем результат такой деятельности должен быть и оригинальным и используемым.

Также Марк Лейкин рассказал о своем исследовании, которое он проводил с трех-четырех летними ребятами. Работа велась с тремя группами: в первой были дети из двуязычных детских садов, во второй – малыши-билингвисты из простых садиков, а в третьей – монолингвисты. Им предлагались различные задания, одно из которых модератор предложил сделать и участникам мастер-класса. Перед ними была представлена картинка, на которой изображен зверек, пытающийся дотянуться до шляпы, висящей на вешалке. Рядом стояла тумбочка, стол и стул. Необходимо было предложить варианты, как зверьку достать головной убор.

Кроме того, профессор рассказал, как по подобным тестам вычисляется уровень креативности дошколят. Итоги исследования показали, что в 3,5 года между билингвами и монолингами нет никакой разницы, а когда подобные задания предложили решить детям через год, первая группа отличается большей оригинальностью.

Профессор показал и другие задания на определение нестандартности мышления, которые подходят не только для детей младшего возраста, но и для школьников и даже студентов.

Данная тема настолько заинтересовала аудиторию, что она засыпала модератора вопросами. Учителя интересовались, во сколько лучше начинать изучать иностранные языки, не влияет ли на психику ребенка то, что он воспитывается в билингвистической семье. На это Марк Лейкин ответил, что чем раньше малыш начнет осваивать языки, тем лучше, для него это не составит особой сложности, а наоборот будет развивать.

Несмотря на то, что время мастер-класса подошло к концу, учителя еще долго подходили к профессору со своими вопросами, а в отзывах поблагодарили его за живую и понятную речь, насыщенную примерами.


 

Источник информации: Александра Попова, Пресс-центр