Во вторник, 12 августа, в Елабужском институте КФУ состоялось торжественное открытие V Международного фестиваля школьных учителей. На открытии присутствовали ректор КФУ Ильшат Гафуров, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, заместитель председателя профсоюза работников образования и науки РФ Татьяна Куприянова, председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки Юрий Прохоров.
В рамках Фестиваля школьных учителей также прошла публичная лекция Евгения Ямбурга, посвященная профессиональному стандарту учителя. Было очень много сказано о значимости педагогики, так как на нее опираются многие дисциплины. За основу нового стандарта была взята профессиональная деятельность учителей, а именно три кита, на которых строится педагогика - воспитание, образование и развитие. Кроме того, была проведена встреча с директорами школ, где они узнали, как правильно необходимо построить учебный процесс, чтобы новый профессиональный стандарт педагога принес успехи. В школах, наряду с вертикальным ростом педагогов, должен быть и горизонтальный, а также необходимо проводить квалификационную аттестацию педагогов.
В этот же день о "Портрете воображаемого учителя" рассказал директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александр Сидоркин. Он отмечает, что ?портрет воображаемого учителя будущего должен основываться не на футуристических предсказаниях о революционных технологиях, а на тех трендах, которые мы можем наблюдать уже сейчас и силу которых мы можем предварительно оценить?. По его мнению, Российская система образования изменяется очень быстро, в связи с этим учителю будущего нужно выработать в себе три хороших привычки: Tweaking-доводить, Sharing-делиться, Stealing-красть. Не нужно бояться заимствовать что-то у других, ведь все самое гениальное тоже заимствовано.
На мастер-классе "Дидактика кооперативного обучения", проведенном доктором философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока Юлией Койновой-Цёльнер, была поставлена цель - рассмотреть кооперативное обучение как способ взаимообучения, а также познакомить с теорией социальной зависимости, как научным обоснованием кооперативного обучения. Юлия Койнова-Цёльнер знакомила своих коллег с дидактическим принципом кооперативного обучения: think-pair-share. По мнению ученого, отказ от конкуренции и индивидуального эгоцентризма, развитие социально-коммуникативных навыков в группе, а также обоюдная поддержка при выполнении каких-либо заданий и выход на развитие личностного ?Я? помогут выдвинуть систему образования на новый уровень.
Профессор, доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства РФ Леонид Попов провёл мастер-класс на тему "Саморазвитие как акт творчества". На данном мастер-классе разбирались в человеке как субъекте творчества. На дискуссионной площадке учителя познакомились с такими методами, как "Интервью с самим собой", методом создания проектов для одаренных учащихся, основанном на их любопытстве. По словам Леонида Попова, существует две главные действующие силы саморазвития: толчок извне и линия самодвижения (толчок изнутри). Каждая из названных сил, так или иначе, воздействует на учащихся. "Механизм учащегося, который совершенствуется, стремясь к золотой медали, и учащегося, который совершенствует свои криминальные навыки, один и тот же. Направление и оценка - совершенно отличаются. Необходимо помочь ученику правильно выбрать, в какую сторону двигаться",- объясняет профессор.
Занятие доцента кафедры истории России Института истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского государственного университета Надежды Арчебасовой было посвящено актуальной, острой социальной проблеме: "Роль стереотипов в изучении национальных культур: Россия, Китай, США, ЕВРОСОЮЗ". Помимо яркой презентации материала, участникам была предложена интересная деловая игра. Учителя, поделившись на команды, представляли негативные и позитивные стереотипы, навязанные СМИ и обществом, о США, Китае, Евросоюзе и России, сравнивали эти стереотипы и делились своим мнением относительно заданной темы. В ходе практического занятия участники пришли к важному выводу: стереотипы необходимы, без них невозможно оттолкнуться в изучении национальных культур любой страны.
Кроме того, прошел уже второй по счету мастер-класс "Выявление и развитие одаренных учащихся посредством комплексной учебно-диагностической технологии "Исследователь" кандидата педагогических наук, заведующей филиалом кафедры педагогики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Лидии Козинец. Она осветила основные аспекты своей программы "Исследователь" и выдвинула ее основные этапы: изучение уровня подготовленности учителей гимназии к работе с одаренными учащимися; усиление теоретической базы учителей; разработка содержания технологии, апробация программы. Лидия Козинец считает, что взаимодействие и сотрудничество гимназий и университетов просто необходимо для развития системы образования. Мастер-класс прошел в конструктивно-разговорной форме, участники задавали друг другу вопросы и вместе рассуждали над успешностью взаимодействия учителя и ученого.
Но на фестивале работают не только мастер-классы, но и дискуссионные площадки, одну из которых провел кандидат педагогических наук Владислав Виноградов. Данная лекция была посвящена одной из основных проблем, волнующих как преподавателей вузов, так и школьных учителей. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужского института КФУ Владислав Виноградов беседовал с участниками Фестиваля об "Усилении практической направленности педагогического образования на основе сетевого взаимодействия вузов и школы". При осуществлении данного взаимодействия следует помнить о том, что работники вуза не могут без помощи школы реализовать деятельностный подход. Для этого необходимо создать образовательную среду, то есть определить совокупность компетенций, потенциально доступных для школьников (студентов) и для учителей (преподавателей). При сетевом взаимодействии наблюдается как заинтересованность школы в этом процессе, так и вуза. Происходит своего рода бартер - что-то школа ждет от университетов и институтов, чего-то ожидают и вузы.
В 21:30 перед главным зданием Елабужского института КФУ состоялся концерт джазового оркестра "Визит" - гостей Международного фестиваля школьных учителей из Набережных Челнов.
После концерта был устроен красивейший салют над куполом Елабужского института КФУ. На несколько минут вокруг стало светло, потому что заряды были очень мощными и впечатляющими.