12 августа 2014
"Компетентность учителя определяется совестью (мастер-класс Международного Фестиваля школьных учителей в Елабужском институте КФУ)

Из года в год своим посещением радует организаторов и участников Фестиваля школьных учителей Юрий Васильевич Сенько – академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО, профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Мы побеседовали с Юрием Васильевичем о том, какие знания он хочет передать участникам Фестиваля на этот раз.

- Юрий Васильевич, я знаю, что Вы уже не в первый раз принимаете участие в Фестивале школьных учителей. Чем он Вас привлекает?

- Я, можно сказать, ветеран этого фестиваля. Мне нравится его демократичность, ориентация на организацию педагогический процесса, который поможет ученику войти в культуру, причем не узко дидактический. Для меня образование – это способ становления человека в культуре. Если быть более точным, то здесь взаимодействуют три культуры: культура ученика, учителя, и та, которая выступает в роли социального опыта, мира материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.

С каждым годом фестиваль становиться интереснее, в первую очередь из-за тех людей, которые приглашаются в качестве модераторов. Также с учетом времени и его веления фестиваль приобретает четко практикоориентированный характер. Я думаю, что хорошим и отдаленным его последствием могли бы быть пробы молодых учителей в науке: сдача кандидатских экзаменов, поступление в аспирантуру, защита диссертации… Такой педагог был бы очень ценен в современной школе.

- Ваш мастер-класс называется «Задача в профессиональной деятельности педагога», расскажите, насколько она важна?

- Любая профессиональная деятельность, в том числе и педагогическая, связана с решением задач. Но их, как таковых, не существует в природе. Есть ситуации, из которых эти задачи можно обнаружить. Это так же, как в тексте, где нужно определить не только контекст, но и понять концепцию, смысл того, что происходит. Не поняв мотива, дальше двигаться уже невозможно.

- Чем грозит неправильная постановка задачи?

- Я думаю очень тяжелыми последствиями. Прежде всего, отчуждением учителя от ученика, что выражается в форме недоверия, непризнания…. То есть такие вещи, которые для каждого человека важны. Ученик хочет быть услышанным, понятым и получить в ответ какие-то действия от учителя, потому что он не сторонний наблюдатель, а участник процесса.

- Как Вы считаете, насколько компетентны современные школьные учителя?

- В целом сказать очень сложно. Это ведь как средняя температура в больнице: кто-то чувствует себя хорошо и поправляется, а кого-то выносят вперед ногами. Я думаю, что есть разные, и всё в значительных случаях определяется таким чувством, как совесть. Эта та внутренняя инстанция, которая понимает, что человек находиться в уникальной ситуации и кроме него задачу никто решить не может. А если не вложить максимум усилий, то всю оставшуюся жизнь будешь проклинать себя за то, что этого не сделал.

- Насколько результат образования зависит от компетенции педагога?

- В педагогическом процессе результат принципиально зависит от процесса, поэтому я настаиваю, чтобы он строился, как гуманитарная практика, то есть обращение к другому за сочувствием, сомыслием и содействием. И если это не удается, то не получится создать ситуацию проживания. В этом случае и ученик, и учитель отбывают на какое-то количество времени, но не переживают его в том богатстве человеческих чувств, эмоций, отношений.

- Как повысить компетентность педагога?

- Все зависит от того, какие задачи он перед собой ставит: оперативные, стратегические или тактические. Нужно убедить учителя в том, что предмет, который он любит, всего лишь повод для встречи с детьми.

- Как Вы считаете, нужна ли модернизация современного образования?

- Конечно, нужна! Но вопрос в том, что и как изменять. Ключевский говорил: «Уровень реформатора определяется его уважением к традициям». Но с другой стороны, этот вопрос переводится в меркантильную плоскость, в которой образование превращается в подготовку. Потому что оно заключается не в приобщении к некому социальному опыту, а в установлении собственного образа в мире. Если этого не происходит, то есть только подготовка, которая помогает человеку в стандартных условиях принимать стандартные действия. А образование – это выход из ограниченной ситуации, умение увидеть все со стороны и обнаружить смысл происходящего.


Источник информации: Александра Попова, пресс-центр