И снова о летней школе "Границы" в Самаре. Продолжение дневника.
31 июля
Сегодня на летней школе выступила Иоанна Тсони из Университета Мальмо (Швеция). Мисс Тсони занимается изучением вопросов миграции, и ее лекции были посвящены особенностям миграционных процессов в Средиземноморском регионе. Иоанна рассказывала о собственном опыте общения с мигрантами, их жизни, ожиданиях и реальных впечатлениях от жизни в странах ЕС.
Тем временем работа над групповыми проектами продолжается. Интересно то, насколько отличается видение «границ» каждой команды. Сегодня они представили теоретическую часть исследовательских проектов: цели, задачи, методологию, а также литературу и источники, на которую будут опираться.
Итак, заявленные темы проектов: 1) образ трудового мигранта в России и ЕС 2) границы на примере фильма «За имя твое» 3) границы в деятельности социолога 4) границы, с которыми столкнулись участники проекта при освоении г. Самара.
А еще сегодня мы узнали Самару космическую, это важная часть истории города. Побывали в космическом музее города Самары.
1 августа
Утром Татьяна Анатольевна Власова из Удмуртского государственного университета поделилась результатами своего исследования в этнических школах г. Ижевск, о феномене границ в данном контексте. Любопытно, как вопрос с сохранением языка и культуры решается в регионах, и какое количество людей ассоциирует себя с той или иной исследовательской группой.
В продолжение рассказа о проекте MyPlace выступил Дмитрий Омельченко из Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург. Дмитрий показал один из фильмов, заснятых во время проекта. Фильм о националистических движениях среди молодежи в Португалии вызвал интерес публики и живую дискуссию об особенностях визуализация социологических исследований, с какими трудностями сталкиваются при этом социологи.
После обеда участникам предстояло опробовать техники публичных выступлений, на эту тему предложила поговорить Анастасия Лобова. Ребятам предстояло продемонстрировать свои ораторские способности в импровизированных выступлениях. За 5 дней мы сроднились и могли открыто говорить о своих сильных сторонах и недостатках в публичных выступлениях. Эту границу между публикой и выступающим – незримую, возникающую уже в голове самого оратора – вот что предстоит преодолеть ребятам завтра во время презентации своих исследовательских проектов.
2 августа
Вот и настал день Х – заключительный день школы «Границы». Приятно отметить, что столь незаметно пролетевшие 6 дней на школе дали свои результаты. Участники школы презентовали промежуточные результаты работы над исследовательскими проектами в группах. Они испытали, каково это – работать в команде разных людей с разными подходами и интересами. Преодолевали границы в общении, границы и барьеры в собственной голове. И главное, на своем собственном примере они доказали, что все это возможно.
Однако на этом мы не расстаемся, и нам будет еще над чем поработать всем вместе. А именно над сборником работ участников школы. Там будут представлены как исследования в группах, которые еще предстоит завершить, так и индивидуальные работы участников.
Неделя пролетела незаметно! Сколько всего произошло за эти дни. Сколько идей и вдохновения. Пусть же их воплощению не помешают никакие границы, особенно те, что в нашей голове.