25 июля 2014
Наши ребята не страдают проблемой трудоустройства

Остались считанные часы до того момента, как по всей стране закончится подача документов в вузы и начнется время превращения абитуриентов в студенты. Заместитель директора Института международных отношений, истории и востоковедения Екатерина Геннадьевна Кривоножкина рассказала об особенностях приема в Институт.

 

- Екатерина Геннадьевна. Что должны сделать абитуриенты, чтобы стать студентами вашего института?

Е.К.: Главное - успеть к 25 июля окончательно определиться с направлениями и положить заявления туда, куда нужно. Можно прямо из дома, в электронной форме. По опыту работы знаю, что у некоторых абитуриентов включается ?позднее зажигание?, и они определяются с выбором после указанной даты. Но, к сожалению, заявления от абитуриентов после 25 июля вуз принять уже не сможет. Таков закон.

Бывает и так, что в процессе зачисления, когда человек не прошел по конкурсу на бюджетное место, он согласен учиться платно, да забыл своевременно поставить ?галочку? при подаче заявления напротив позиции ?договор?. Значит, участвовать в конкурсе среди договорников на оставшиеся места он не сможет.

А еще я сталкивалась неоднократно с такой ситуацией, что подает человек документы, скажем, на направление ?Международные отношения?, а в августе решает, что хочет быть не дипломатом, а переводчиком. И просит принять оригиналы его документов на ?Лингвистику?. Только вот заявление на ?Лингвистику? он не заполнял. Думал, не пригодится. Но мы можем принять оригиналы только туда, куда поданы заявления. И из этого правила нет исключений.

Поэтому, дорогие абитуриенты, очень хорошо подумайте, к чему действительно у вас лежит душа. И помните, что вы имеете право выбора трех направлений в университете. Причем, в заявлении можно ?забронировать? учебу сразу по всем формам обучения на данном направлении: бюджет и договор, дневное обучение, вечернее и заочное. Выбор сразу всех форм считается подачей документов на одно направление, и не помешает вам подать заявления на еще два. Если сильно мечтаете стать студентом Казанского университета, ваша мечта обязательно осуществится.

- Какими должны быть баллы, чтобы поступить в Институт международных отношений, истории и востоковедения?

Е.К.: Каждый год все зависит от того, с какими баллами ЕГЭ приходят к нам абитуриенты. На бюджетные места ежегодно проходят те, у кого выше рейтинг по сумме баллов. Для каждого направления ? свой конкурс. На договорные места мы установили минимальный порог, ниже которого не сможем принимать желающих на дневную форму обучения. Для направления ?Международные отношения? это 200 баллов в сумме, ?Востоковедение и африканистика? с профилем ?Языки и литературы стран Азии и Африки? - 150 баллов, ?Лингвистика? - 150 баллов. Для всех остальных направлений и профилей по договорной форме обучения ? 120 баллов. Те, кто не преодолел порог по ?Международным отношениям?, ?Востоковедению и африканистике?, ?Лингвистике? на дневную форму обучения, могут обучаться в очно-заочной (вечерней) форме.

-  Какие вопросы чаще всего задают абитуриенты перед зачислением?

Е.К.: Многие абитуриенты подходят к техническим секретарям Приемной комиссии, и просят посмотреть, проходят они на выбранное направление или нет. Дорогие ребята, уважаемые родители! Точную картину мы сможем увидеть только после того, когда все подавшие заявления привезут свои оригиналы. Все остальные попытки ?прощупать? ситуацию ? это обычное гадание. Бывает сплошь и рядом такое, что в последний день перед зачислением, за пять минут до завершения работы Приемной комиссии, абитуриент с самыми высокими баллами привозит свой оригинал, и тем самым ?сдвигает? из рейтинга вниз одного из претендентов на бюджетные места. Повторю: точную картину можно увидеть только после того, когда все абитуриенты привезут свои оригиналы. Не забудьте: зачисляют только тех студентов, кто привез оригиналы. По ксерокопиям документов зачисление не производится!

Еще один вопрос, который волнует большое число абитуриентов на языковых профилях ? какой иностранный язык я буду учить. Мы уже давно на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения эту информацию разместили, но, видимо, не все на нашу страницу заходят. Поэтому еще раз отвечу.

Во-первых, направление ?Востоковедение и африканистика?, профиль ?Языки и литературы стран Азии и Африки?. На бюджетной форме обучения можно выбрать в качестве основного языка - арабский язык или язык суахили. На контрактной ? арабский, суахили или корейский. Другими словами, желающие изучать корейский язык могут это сделать только на контрактной основе. На профиле ?История стран Азии и Африки? и на бюджетной, и на контрактной форме в качестве основного изучается турецкий язык. Профиль ?Экономика стран Азии и Африки? полностью контрактный. Здесь изучается китайский язык. Второй обязательный язык ? европейский. Можно продолжить изучать тот язык, который учили в школе (например, английский, немецкий, французский), или начать изучать новый европейский язык.

Поскольку в последнее время чаще задают вопросы именно по поводу китайского и корейского языков, подытожу: чтобы изучать китайский язык в качестве основного, надо подавать документы на контрактную форму на профиль ?Экономика стран Азии и Африки?, а чтобы изучать корейский в качестве основного ? надо подать документы на контрактную форму на профиль ?Языки и литературы стран Азии и Африки?.

На вечерней форме обучения бюджетных мест нет.

Во-вторых, направление подготовки ?Лингвистика?, профиль ?Перевод и переводоведение?. Здесь можно изучать либо два европейских, либо европейский и восточный языки. В качестве базового языка чаще всего выбирают английский, но мы можем предложить и немецкий язык. В качестве второго иностранного изучаются немецкий/английский, французский, испанский, итальянский  для группы с европейским языком; японский, арабский, корейский, персидский ? для группы с восточным языком. Разделение на группы происходит после зачисления в институт. На первой встрече со студентами проводится входное тестирование, по итогам которого студента окончательно закрепят в языковую подгруппу. При этом мы стараемся максимально учитывать желания самого студента. Для этого еще на стадии подачи оригиналов документов в Приемную комиссию, просим заполнить специальный бланк и указать язык, который абитуриент хотел бы изучать. Если уровень притязаний совпадет с результатом тестирования ? значит, еще одной сбывшейся мечтой станет больше.

В-третьих, направление ?Международные отношения?. Здесь студенты будут изучать два языка в зависимости от того, в какую группу попадут. Каждая группа получает свой набор языков. Подчеркну: не выбирает, а получает. Студент на направлении ?Международные отношения? может выбрать профиль: ?История международных отношений?, ?Мировая политика и международный бизнес? либо общий профиль. Общим профилем называется стандартная классическая подготовка международника без специализированного углубления в историю или экономику.

Вообще, для каждого направления, где есть профили, мы просим абитуриентов при подаче оригиналов заполнить специальный бланк и определиться с выбором профиля. Это нужно для того, чтобы еще до начала занятий мы могли себе представлять, как нам распределять свои ресурсы.

И еще один нюанс. Отдельной группе присваивается профиль,  если число желающих заниматься по нему достигает 25 человек (для языковых подгрупп на направлениях ?Лингвистика? и ?Востоковедение и африканистика? ? 12-15 человек).

 

 -  Вы рассказываете о направлениях подготовки, названия которых ?на слуху?. А что нового предлагает ваш институт своим абитуриентам?

Е.К.: В этом году мы действительно ведем подготовку по новым направлениям и профилям. Для подготовки бакалавров по направлению ?Международные отношения? открыт профиль ?Мировая политика и международный бизнес?. Сразу оговорюсь: выпускник этого направления не станет бухгалтером или экономистом. Это будет хороший аналитик и эксперт по проблемам международных экономических отношений.

            На направлении ?Зарубежное регионоведение? открыт профиль ?Евразийские исследования: Россия и тюркский мир?. Выпускники этого профиля ориентированы на изучение специфики отношений нашей страны с одним из самых крупных и влиятельных регионов мира с целью дальнейшего развития политического, экономического и культурного партнерства.

            В этом году впервые есть набор на бюджетные места на одно из актуальнейших направлений - ?Антропология и этнология?. Выпускники этого направления становятся аналитиками и экспертами в сфере государственной национальной политики, знают специфику миграционных процессов, умеют предотвращать этнические конфликты, национализм, ксенофобию и экстремизм.

                       На направление ?Педагогическое образование? с одним профилем подготовки мы ввели профиль ?История с углубленным изучением исламской цивилизации?. Ни для кого не секрет, что во многих школах уже есть предмет ?Основы религиозных культур и светской этики?. По традиции преподают его учителя истории или литературы. Мы хотим ?расширить горизонты? карьеры будущего учителя истории уже со студенческой скамьи. Почему выбор пал на изучение именно исламской цивилизации? Тут сыграли роль, как минимум, два фактора. Во-первых, в наш федеральный университет приезжает огромное число студентов, для которых Казань и Республика Татарстан в целом становятся иллюстрациями к книге восточных сказок. Этакой экзотикой. И понимать специфику исламской культуры можно только находясь в этой культурной среде. При всем при том в Казани исторически сложилась прекрасная, толерантная поликультурная и полиэтническая среда. Так что представитель любой национальности и любого вероисповедания чувствует себя здесь комфортно. Четыре года ? хороший срок, чтобы научиться понимать и полюбить незнакомую прежде культуру. И, главное, правильно объяснить ее особенности школьникам в других регионах. А во-вторых, в КФУ в рамках федеральной целевой программы ?Изучение истории и культуры ислама? ежегодно проводятся международные научные конференции по исламской тематике с приглашением ведущих зарубежных экспертов. Такие возможности университета пойдут только на пользу будущему учителю истории.

Как видите, введение новых направлений и профилей вызвано теми задачами, которые ставит общество и государство перед системой высшего образования.

- Многих родителей интересует вопрос: окупятся ли деньги, затраченные на получение образования?

Е.К.: А вы как думаете? Стали бы родители вкладывать деньги, если бы не видели перспективы для своего ребенка? Опросы выпускников, которые мы традиционно проводим, показывают, что наши ребята не страдают проблемой трудоустройства. Наоборот, многие сами давно стали работодателями. Думаю, что уже пора выбираться из плена стереотипов нашего родного российского сознания о бедной жизни гуманитариев. Понятно, что к международникам, востоковедам, зарубежникам, лингвистам-переводчикам понятие ?бедная жизнь? не относилось никогда. Такие профессионалы всегда зарабатывают ?на хлеб с маслом и икрой?. А вот что касается культурологов, музеологов, искусствоведов? За последнее десятилетие на рынке труда произошли серьезные изменения. Сфера охраны памятников культурного и природного наследия на сегодняшний день развивается семимильными шагами. И Республика Татарстан наглядный тому пример. Музеи и заповедники давно перестали быть просто площадями для хранения и показа реликвий. Они являются частью мощной индустрии туризма, отдыха и развлечений. В развитие этой сферы вкладывают значительные средства как государство, так и неправительственные фонды, частные кампании и крупные бизнесмены. Хороших качественных специалистов здесь пока серьезно не хватает. Наши умные, креативные, талантливые, творческие студенты-музеологи, например, трудоустраиваются, еще учась в университете. Поэтому, деньги, вложенные в образование, непременно окупаются! На любом направлении подготовки.

- Большое спасибо. Что бы вы хотели пожелать нашим абитуриентам и их родителям?

Е.К.: Постараться пережить этот волнующий период под названием ?Приемная кампания?. Встретимся 1 сентября в стенах Казанского федерального университета!

 

 

Комментарии
биолог 29.07.14, 23:32
+4 
-1 
ну зато страдают чем-нибудь другим...