10 июля 2014
Актуальные проблемы отечественного образования обсудили на съезде Российского союза ректоров

Сегодня, 10 июля, в Москве состоялся съезд Российского Союза ректоров. В совещании принял участие ректор КФУ Ильшат Гафуров.

Неэффективные вузы

На встрече министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов вновь поднял вопрос о закрытии частных университетов и филиалов государственных вузов, которые не могут обеспечить должное качество образования. ?Если вузы будут сопротивляться, к ним будут применены жесткие меры?, - заявил Ливанов, упомянув, что ректоров назначает Минобрнауки.

Напомним, впервые министерство провело мониторинг высших учебных заведений осенью 2012 года, по его итогам были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации 30 университетов и 262 филиала, по результатам мониторинга 2013 года 373 вуза и филиала оказались неэффективными, а еще 45 вузов и филиалов ? требующими оптимизации.

Соответствующая работа, по словам министра, будет проведена и с негосударственными вузами, неспособными давать качественное образование. "Прекращение аккредитации будет применяться к негосударственным вузам, которые не могут обеспечить достаточно высокий уровень подготовки. Они могут заниматься образовательной деятельностью, предлагать любой рыночный продукт, имеющий спрос, но не выдавая в итоге диплома государственного образца. Будет применяться и отзыв лицензий в тех случаях, когда других вариантов уже нет совсем", ? сказал Ливанов.

Он добавил, что подведомственный ему Рособрнадзор, который раньше выдавал аккредитацию всем обращавшимся за ней вузам, больше не будет делать этого, если нет гарантий, что вуз или филиал способен обеспечить высокое качество образования.

Многих студентов ждет только бакалавриат

Было также заявлено, что многие вузы России в ближайшее время перейдут к обучению студентов только по программам бакалавриата; магистратура и аспирантура останутся лишь в наиболее сильных вузах

?Предстоят значительные структурные изменения. Будут вузы, в которых не будет аспирантуры и магистратуры. Их будет много, в этом нет ничего страшного, просто нужно будет выработать новую миссию и новое понимание работы таких вузов?, ? подчеркнул Ливанов.

Подготовка бакалавров для общества не менее значима, убежден глава федерального Минобрнауки ?Нужно к этому относиться спокойно, не бороться за одно или два места в магистратуре. Если есть в вузе условия для работы на уровне магистратуры и аспирантуры, мы вам дадим контрольные цифры приема. Но если их нет, вы их либо создайте, либо работайте на уровне бакалавриата?, ? сказал Ливанов.

Прежде всего, это затронет подготовку специалистов по техническим специальностям. Для них подготовка бакалавров должна в большей степени сместиться в региональные вузы и филиалы, где есть соответствующая база и рядом расположены промышленные предприятия, которым необходимы соответствующие кадры.

?Магистратура, подготовка инженерно-технической элиты будет сосредоточена в ведущих вузах, там, где есть необходимые условия для научной и проектной деятельности, где создана инфраструктура для проведения такой подготовки?, ? подчеркнул министр.

Количество студентов с каждым годом уменьшается

Говорилось сегодня и о том, что российским вузам в ближайшие годы предстоит столкнуться с проблемой сокращения числа студентов. "Мы вступили в период очень серьезного снижения количества студентов в силу просто снижения количества наших граждан в соответствующем возрасте", ? сказал министр.

Согласно приведенным Ливановым данным, в 2003 году количество выпускников 11 классов школ в России составило 1,4 миллиона человек. В этом же году их число составило всего 650 тысяч.

"В ближайшие пять-шесть лет ситуация не улучшится. У нас выпуск из 11-х классов будет на уровне 650-670 тысяч. Как следствие сократится и количество студентов", ? сказал Ливанов.

По его словам, восполнить дефицит российских студентов вузы отчасти могут, активнее привлекая иностранных студентов, но для этого они должны обеспечить качественные программы преподавания, способные привлечь иностранных граждан.

Однако Ливанов подчеркнул, что из-за сокращения числа обучающихся все же придется сократить количество преподавателей. ?Нам придется пережить и серьезное снижение числа преподавателей, сильно также изменится и структуризация высших учебных заведений?, - сказал он.

Проблемы школьного образования будет решать и Российский Союз ректоров

Помимо всего прочего, сегодня стало известно, что Российский Союз ректоров намерен заняться проблемами школьного образования, уделив особое внимание качеству преподавания русского языка, заявил президент союза, ректор МГУ Виктор Садовничий.

Президент союза, ректор МГУ Виктор Садовничий обозначил, что ЕГЭ этого года был проведен честно и выявил большие проблемы. "Впереди огромная работа по улучшению школьного образования. Особенно нас беспокоит уровень знаний русского языка. Мы должны задуматься над этим. Возможно, провести расширенное заседание Совета Союза ректоров", ? сказал он, выступая на съезде.



Источник информации: по материалам СМИ, фото: пресс-служба Правительства РФ
Комментарии
всем привет 11.07.14, 12:37
+10 
-2 
кто-то выполняет задания мировых элит: нет магистров - нет национальных кадров, отстаивающих национальные интересы. В РФ бакалавриат не считается эквивалентом специалиста по 5ти летнему циклу. А магистратура, хотя бы по сроку 2 года +4 года бакалавриата не позволяла иностранцам отзываться плохо. Региональные магистратуры есть и в Польше и в Чехии. Верхушка вузов общего профиля лишает Граждан РФ права быть людьми. Ладно аспирантура, но бакалавриат у работодателей в РФ это неполноценное образование.
Н.Ф.Фаткуллин 10.07.14, 22:02
+55 
-2 
Я преподаю с 1981 года. Сразу же заметил, что моя учебная нагрузка более чем в два раза превышает учебную нагрузку моих коллег в МГУ. Типичная учебная нагрузка профессоров в западных университетах (assistance, associate, full ) 4-8 учебных часов в неделю. Число учебных недель 29-30. Каждые пять лет профессор имеет оплачиваемый полугодовой саббатикл. Это не случайно. Лишь при выполнении этих условий возможно качественное преподавание и плодотворное творчество. Ни в топ - 100, ни в топ-1000, вы не найдете университета с учебными нагрузками подобными российским. Качественное преподавание при этих условиях не возможно, научная деятельность, в целом, будет низкой, а сами преподаватели после 50 лет становятся в значительном числе инвалидами или, в лучшем случае, полуинвалидами. Сколько денег уже потрачено якобы для поддержания науки и образования, а столь простой вопрос систематически игнорируется.