30 июня 2014
Дмитрий Ливанов: "Мы провели ЕГЭ в этом году беспрецедентно честно и объективно"

Сегодня, 30 июня, в Казани министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов провел Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования.

На мероприятии присутствовали и представители вузов, в том числе ректор КФУ Ильшат Гафуров.

Участники заседания обсудили задачи по развитию образования в 2014-2015 учебном году. Перед мероприятием представители регионов осмотрели экспозицию учебного, учебно-методического и развивающего оборудования.

С приветственной речью перед участниками совещания выступил Президент РТ Рустам Минниханов. Поблагодарив за то, что местом проведения мероприятия была выбрана Казань, глава республики рассказал о развитии системы образования в Татарстане, а также о тех новшествах, которые внедрены в последние годы.

Так, Рустам Нургалиевич сообщил, что в Татарстане функционируют более 1500 общеобразовательных и около 2 тысяч дошкольных учреждений. В стратегии развития образования на 2010-2015 годы особое внимание уделяется дошкольному образованию. В частности, реализуется проект по созданию новых дошкольных мест, развивается сеть негосударственных дошкольных учреждений.

Президент РТ не мог не упомянуть и об «Электронном образовании в Республике Татарстан», которое объединяет образовательные организации в единое информационное пространство.

По информации главы республики, важнейшими инициативами республики стали рассчитанная на пять лет программа капитального ремонта школ и программа поддержки одаренной молодежи посредством создания соответствующей сети интернатов. Кроме того, Татарстан находится в числе лидеров среди регионов России по числу победителей и призеров Всероссийских олимпиад школьников.

В разговоре  с журналистами Рустам Нургалиевич  рассказал о своем видении  развития системы образования в Татарстане. По его мнению, оно должно быть комплексным, а одну из важнейших его составляющих - дошкольное образование - необходимо сделать доступным и интересным. «В школе самое главное – личность учителя, - заметил Рустам Минниханов. – Профессиональная подготовка учителя – залог того, что мы будем получать конкурентоспособных специалистов». Не менее важным, по словам Президента РТ, является развитие высшей школы. «Высшая школа - это, прежде всего, наш федеральный университет, два исследовательских университета, - сказал Минниханов. - Они должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к вузам не только в России, но и во всем мире». По мнению главы республики, важным для Татарстана является обучение рабочим специальностям. «У нас будут действовать 25 ресурсных центров, которые мы с нашими предприятиями формируем уже сейчас, - сообщил он. - Пять из них откроются в этом году».

 

На совещании с докладом выступил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Начал Дмитрий Викторович с оценки результатов последней кампании ЕГЭ. «Нам очень важно их конкретизировать, - обратился он к участникам мероприятия. - Мы провели ЕГЭ в этом году беспрецедентно честно, объективно, на высоком уровне, и в этом ваша огромная заслуга». Большую часть выступления главы Минобрнауки России занял разбор «уроков, полученных в ходе проведения Единого государственного экзамена». В частности, Ливанов отметил, что были выявлены серьезные проблемы подготовки к ЕГЭ во многих школах. «Нас не может не тревожить большое количество учеников, получивших низкие баллы, - сказал он. - Но ошибкой было бы наказывать за эти результаты только учителей и школы. Неправильно использовать данные ЕГЭ как главный индикатор качества преподавания в отдельных школах, нельзя принимать решения на основе одного вида данных». По мнению чиновника, задача должна стоять другая – «спокойный и глубокий анализ результатов». По информации министра, сегодня идет обсуждение возможности проведения федерального мониторинга достижений школьников.

 

Более подробно Дмитрий Викторович развил тему ЕГЭ в разговоре с журналистами. Он сообщил, что понижение минимального порога баллов ЕГЭ в этом году для получения аттестата связано с ужесточением условий проведения экзамена. Балл был понижен для того, чтобы как и в предыдущие годы количество тех, кто не получил аттестат, остался на второй год или пошел на пересдачу, не превышало одного-двух процентов от числа сдающих ЕГЭ. По информации Ливанова, «сдать ЕГЭ по русскому языку в прошлом году не смогли примерно 11 тысяч школьников из 700 тысяч выпускников». «Если бы мы использовали тот же пороговый балл в этом году, то таких школьников было бы более 30 тысяч, - сообщил глава министерства. – Благодаря понижению порогового значения мы остались на уровне прошлого года по всем ключевым параметрам».

 

Так как список неэффективных вузов, составленный Министерством образования и науки РФ, активно обсуждается общественностью, журналисты поинтересовались, что ждет эти вузы.

«Мы хотим, чтобы каждый вуз, филиал, принимая студентов, обеспечивал и гарантировал высокий уровень их подготовки, - сказал Дмитрий Ливанов. - Мы видим по результатам последнего мониторинга, что некоторые филиалы не готовы предлагать эти условия для своих учащихся. Поэтому мы рекомендовали нескольким десяткам вузов, у которых есть такие филиалы, не проводить прием». Эта рекомендация, по информации министра, согласована с регионами. Кроме того, она не затронула технические вузы и филиалы, а только профильные специальности в технических филиалах, а также филиалы, ведущие подготовку по экономическим, гуманитарным направлениям.

 

Сообщил Дмитрий Викторович и о том, что педагогическое образование России ожидает модернизация. «Это действительно важная для нас задача – создать конкурентоспособную систему подготовки учителей. Новые требования вызывают и более высокие ожидания со стороны родителей, - отметил министр. - Нам важно, чтобы в школы приходили не просто молодые, но подготовленные учителя, готовые к работе в новых условиях».

Ливанов также напомнил, что Казанский федеральный университет на практическую подготовку педагогов по реализации специального пилотного проекта Министерства образования и науки РФ потратит около 40 млн. рублей. Грант на эту сумму КФУ выиграл недавно. Предполагается, что в  новых образовательных программах бакалавриата и магистратуры больше времени будет уделяться стажировкам, а по окончании обучения будущие учителя пройдут квалификационный экзамен. Пилотная часть проекта стартует в следующем учебном году. Ее реализацией в 2014-2015 годах займутся 13 вузов России.

Задали главе Минобра  России и вопрос о его отношении  к новому законопроекту, предусматривающему введение уголовного наказания за оскорбительное отношение к школьным педагогам.

«Мы пока еще не видели этот законопроект, - сообщил Ливанов. - Но я и все мои коллеги считаем, что важно сделать так, чтобы социальный статус, самочувствие учителей, уважение к ним в обществе были на высоком уровне. Для этого сегодня делается многое: начиная от повышения заработной платы и заканчивая различными программами повышения квалификации педагогов. Любого человека нельзя оскорблять, в том числе и учителя. Исходя из этого, мы и будем определять свою позицию по отношению к этому законопроекту».

 

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Инны Басыровой, Пресс-центр
Комментарии
биолог 01.07.14, 16:21
+1 
можно, но осторожно
физик 01.07.14, 11:36
+8 
-1 
А почему нельзя оскорбительно относиться только к школьным педагогам? А как же мы, простые профессора и доценты? Значит нас можно оскорблять?