13 июня 2014
СМИ и молодежная культура

Завершающая лекция доктора искусств из Болгарии Иванки Влаевой была посвящена теме: «Индустрия СМИ и поп-музыка: медийные и бизнес-стратегии».

В своей лекции болгарский культуролог предприняла попытку объяснить феномен «корейской волны» (кей-поп) и его широкое распространение в регионе Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Она выявила факторы, способствующие формированию целенаправленного культурного влияния в регионе, главные из которых связаны со СМИ и средствами массовой коммуникации. Это в первую очередь телесериалы, развлекательные телепрограммы, музыкальные клипы, трансляции концертов, реклама в СМИ и, конечно, кинематограф.

Иванка Влаева в своей презентации последовательно показала, как происходил процесс сначала завоевания международного признания через освоение общемировых моделей поп- и рок-музыки, включая не только музыку, но и тексты на английском языке, а затем постепенный возврат к корейскому наследию в рамках этно-попа. Хотя, по мнению болгарской исследовательницы, на Дальнем Востоке существовала определённая историческая предпосылка корейского культурного влияния задолго до XX века: корейские музыканты ценились в Японии и Китае за свой профессионализм и эмоциональность в разные эпохи.

Кроме СМИ среди показательных факторов развития «корейской волны» в поп-музыке Иванка Влаева отметила господдержку и появление нового поколения молодёжи, дистанцированного от исторических событий. 

Безусловно, поп-культура является виртуальной культурой, рассчитанной на подростков, легко поддающихся моде и влиянию, которые осуществляются через СМИ. И в этой области работают универсальные медийные стратегии, связанные с шоу-бизнесом массовой культуры.

В развернувшемся после лекции диалоге со студентами и преподавателями опыт кей-попа попытались проецировать на похожие явления в Болгарии, и шире – на Балканах, а также на Татарстан. 

Источник информации: Татьяна Сергеева