09 июня 2014
Ученые КФУ опубликовали монографию, посвященную проблеме консюмеризма

В издательстве Казанского университета вышла в свет коллективная монография на тему «Феноменология потребительства:  личностное и институциональное измерения», авторами которой стали Евгения Николаева, Михаил Щелкунов и Ольга Ившина.

Профессора Евгения Михайловна Николаева и Михаил Дмитриевич Щелкунов  с удовольствием рассказали журналисту пресс-центра об итогах работы научного коллектива КФУ над этой сложной и спорной темой.

 

– Если кратко, какова основная идея книги?

Е.Н.: Мы постарались показать, что три фундаментальных стремления человека: формирование личностных качеств (социализация), выражение собственной активности (субъективация) и нахождение своего отличия от других людей (идентификация) – удовлетворяются сегодня для подавляющего большинства посредством потребительства, а не с помощью творчества.

 

– И это значит...

Е.Н.: Это значит, что общество потребления уродует множество творческих направлений.

 

– Не сложно ли читателю будет разобраться в книге?

М.Щ.: Композиционно монография разделена на три главы. Первая посвящена истории потребительства как социального явления, характеристике его основных черт. Во второй главе представлена картина процесса и результатов социализации личности в современном обществе всеобщего потребления (консюмеризма). Третья глава знакомит читателя с проявлениями потребительства в ключевых  общественных институтах – политике, образовании, науке, массмедиа.

 

– А что, на ваш взгляд, привлечет внимание читателя в первую очередь?

М.Щ.: Думаю, читателю будет небезынтересно узнать о таких новых проявлениях потребительства как гламурное образование, эстрадная и медийная наука, девиантные формы познания (научные фальсификаты) и их производители. Это, так называемые, «ученые с большой дороги», как назвал их  Сергей Капица.

 

– Как правило, в научно-образовательном сообществе потребительство оценивается весьма критически. Вы тоже вынесли приговор консюмеризму?

Е.Н.: Мы стремились избегать по возможности односторонних и однозначных оценок потребительства. В какой степени наше стремление  увенчалось успехом – оставляем на суд  читателей.

 

– Чем может быть полезна книга для практики образования?

М.Щ.: Главный вывод, вытекающий из нашей работы, – корректировать образовательную практику с учетом доминирования потребительских настроений среди учащейся молодежи. Да, университет ориентирован в первую очередь на творчески устремленных молодых людей, но их, к сожалению, сегодня меньшинство. Между тем, многие преподаватели  продолжают полагать, что большинство поступивших в университет мечтают  стать новыми лобачевскими и бутлеровыми. Разумно ли строить педагогическую работу  на этом  весьма сомнительном предположении?  

 

– На обложке вашей книги – юбилейная символика университета.

Е.Н.: Да, мы посвящаем свою работу 210-летию Казанского университета. Издание является своего рода «первой ласточкой» в серии книг, посвященной этой памятной дате. Ожидаем аналогичных юбилейных изданий от наших университетских коллег. А часть тиража своей книги мы передаем в Научную библиотеку КФУ.

 

 

Источник информации: Пресс-центр
Комментарии
потребитель )) 10.06.14, 19:55
Забыли сказать, где такую книгу можно купить! Кроме шуток, было бы интересно почитать.
Ответ: В Научной библиотеке.
Физик 10.06.14, 12:21
Издательство Казанского университета несравненно круче LAMBERTa!
СССР 09.06.14, 22:31
+2 
Хорошо, что не в Lambert публиковались))
биолог 09.06.14, 16:19
+4 
а что за издатальство? кто рецензент монографии?
Читатель 09.06.14, 16:06
+4 
-1 
Основную мысль мы поняли..."реклама-двигатель торговли".