26 мая 2014
Работа с абитуриентами из зарубежных стран: взгляд изнутри

В Казанском университете всегда большое внимание уделялось работе с иностранными студентами. Результат этой деятельности - из года в год увеличивается число студентов из зарубежных стран в институтах и факультетах КФУ. Недавно сделан еще один шаг в этом направлении - 1 апреля в структуре Департамента внешних связей Казанского федерального университета начал функционировать Отдел привлечения и набора иностранных обучающихся.

О первых результатах и планах на будущее нового отдела мы поговорили с его начальником Чулпан Газиевой.

‑ Чулпан Фратовна, расскажите, как появилась идея создания отдела?

‑ В связи с большим объемом работ в деле привлечения иностранных студентов, с рекордно растущим количеством иностранных абитуриентов, желающих обучаться в КФУ, а также с целью достижения ключевых показателей эффективности Программы повышения конкурентоспособности  было выдвинуто предложение создания отдельной структуры в Департаменте внешних связей, которая занималась бы вопросами набора. Так, в апреле 2014 г. и был создан отдел привлечения и набора иностранных обучающихся.

‑ С чего начинается привлечение иностранных студентов?

‑ Дело привлечения и набора иностранных студентов начинается с информационной работы, которая является самой основной и важной задачей отдела. Информационная работа включает в себя информирование и взаимодействие как с потенциальными абитуриентами, так и с органами государственной власти как в Российской Федерации, так и за рубежом. Мы размещаем информацию об условиях обучения в КФУ на англоязычной версии сайта нашего вуза, направляем ее в Министерство образования и науки РФ,  занимаемся информационным продвижением университета в интернет-пространстве и в традиционном  медиа-пространстве, принимаем участие в международных и национальных выставках, а также ведем активную работу по налаживанию контактов с рекрутинговыми агентствами.

‑ В последнее время в деле привлечения иностранных студентов большую роль играет Россотрудничество. Расскажите, как КФУ взаимодействует с этим агентством?

‑ РОССОТРУДНИЧЕСТВО является единым оператором отбора  иностранных граждан и  соотечественников за рубежом в рамках постановления № 891 "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", согласно которому в этом году увеличилась правительственная квота РФ на бюджетные места в российские вузы для иностранных граждан с десяти до пятнадцати тысяч мест.  

Казанский федеральный университет тесно взаимодействует с Россотрудничеством, у нас подписано соглашение о сотрудничестве, а также совместный план мероприятий, согласно которым основными направлениями взаимодействия являются развитие международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры, содействие формированию институциональных партнёрств между образовательным научным сообществом России и зарубежных стран, привлечение интереса иностранных граждан к России, её языку, культуре, истории, системе обучения и получению российского образования, содействие в организации отбора иностранных граждан и соотечественников на обучение в КФУ по контракту, организация и проведение, при содействии представительств Россотрудничества, презентаций образовательных услуг университета, в том числе в рамках международных образовательных выставок  и ярмарок в странах пребывания.

‑ А как обстоят дела со взаимодействием с рекрутинговыми агентствами, в каких случаях университет обращается к их помощи?

‑ Мы с ними работаем в тех странах, куда нам тяжело добраться (к примеру, в страны Африки). Это финансово затратно, и не всегда поездка окупает вложенные средства. В таких случаях мы выходим на рекрутинговые агентства и подписываем с ними соглашения. В настоящий момент действует двадцать одно такое соглашение, из них шесть - с агентствами из Китая.

Чтобы рекрутеры лучше представляли условия обучения иностранных студентов в КФУ, для них устраиваются ежегодные семинары, в рамках которых представители рекрутинговых компаний могут лично оценить образовательный и инфраструктурный потенциал нашего университета.

‑ Что скажете о роли международных выставок, в какие страны выезжают представители КФУ?

‑ Как показывает опыт, участие в выставках является самой эффективной рекламно-агитационной компанией, когда потенциальные абитуриенты лично имеют шанс пообщаться с представителями вуза. Поэтому в 2013/2014 учебном году совместно с приёмной комиссией КФУ была проведена колоссальная работа по организации участия КФУ в 17 образовательных выставках в самых различных странах. В последнее время появилась новая тенденция - в работе выставок участвуют представители тех институтов и факультетов, направления обучения которых наиболее интересны жителям конкретной страны. Они знают все тонкости, с ними абитуриенты общаются с большим  удовольствием. Также к работе на выставках мы стали привлекать выпускников нашего вуза, студентов-волонтёров вузов-партнеров КФУ, которые на своем родном языке общаются с потенциальными абитуриентами и помогают, таким образом, преодолеть трудности перевода.

Следует отметить, что только в апреле месяце представители КФУ побывали на четырех выставках. Так, сотрудники Институт геологии и нефтегазовых технологий ездили в Казахстан. Стоить отметить, что недавно мы вошли в список вузов, в которые могут направлять студентов Казахстана по национальной программе "Болашак". Эта стипендиальная программа, подобно нашему "Алгарышу", оплачивается Президентом Республики Казахстан и в основном направлена на получение магистерских и докторских степеней. Мы на выставке презентовали возможность обучения по этой программе в КФУ.

Также совместно с Приемной комиссией сотрудники отдела  посетили выставку "Expo Spring Fair 2014", которая прошла в Бишкеке (Киргизия). Из Киргизии мы в этом году ожидаем большой набор на медицинское направление. Кроме того, университет принял участие в научно-практических конференциях в Германии и во Франции, их проводило Министерство образования и науки РФ. На конференциях были презентованы научные разработки и проекты вуза. В Германии был презентован совместный проект КФУ с ТНГ-Групп, во Франции Институт физики представил свои научные проекты в области ультрафиолетовых излучений, а Химический институт - совместную магистерскую программу по хемоинформатике с Университетом Страсбурга.

В начале мая КФУ был представлен на XX выставке российских университетов, которая прошла в Индии. Эта поездка была последней в нынешнем учебном году. Сентябрь начнем с поездки в Китай, это очень крупная выставка в Азии, мы участвуем в ней каждый год. Планируем также выход на новые образовательные рынки с помощью выставок в Азербайджане и Бангладеш.

‑ Чулпан Фратовна, судя по вашему рассказу, университетом проводится колоссальная работа по привлечению иностранных студентов. Скажите, к какой цифре вы стремитесь? Сколько иностранных студентов будут обучаться в вузе в следующем году?

‑ Согласно уже упомянутой Программе повышения конкурентоспособности перед КФУ стоит задача к 2020 году довести число иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных направлениях, к двум тысячам. Что же касается набора в этом году, то предварительные цифры можно будет сообщить после завершения приема заявлений на обучение 1 июня.

‑ Чем еще в перспективе будет заниматься ваш отдел?

‑ В соответствии с Федеральным Законом об Образовании,  КФУ в этом году получил право на самостоятельную оценку признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации для получения образования и (или) осуществления профессиональной деятельности в КФУ. В нашем отделе появился специалист, который как раз будет заниматься вопросами признания, и иностранным студентам уже не нужно будет ехать в Москву для прохождения данной сложной процедуры.

‑ Чулпан Фратовна, спасибо за беседу. Удачи вашему отделу в достижении поставленных целей!

Источник информации: Радифа Шафикова, Пресс-центр