18 мая 2014
Представители КФУ поздравили МГУ с 80-летием воссоздания исторического образования в СССР и истфака Московского университета

Директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов и заместитель директора по образовательной деятельности Екатерина Кривоножкина приняли участие в торжественных мероприятиях МГУ имени Ломоносова по случаю 80-летия воссоздания в 1934 году исторического образования в СССР и исторического факультета Московского университета.

15 мая 1934 года было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О преподавании гражданской истории в школах СССР" и о восстановлении с 1 сентября 1934 г. исторических факультетов в составе Московского и Ленинградского университетов. Таким образом, после почти двух десятилетий забвения и пренебрежения исторической памятью, замены изучения истории в школе и в вузах вульгарным социологизмом в стране было восстановлено историческое образование высшей школе.  Поэтому 80-летний юбилей исторических факультетов МГУ и СПбГУ является и юбилеем общенационального значения, вехой в становлении отечественной исторической науки.

Восстановление исторического факультета в Московском университете (а затем и других университетах страны) было предопределено многолетними традициями развития отечественной исторической науки и образования и логически связано с другой важной юбилейной датой - 1804 годом, когда в Московском университете было создано Общество истории и Древностей Российских, не только положившее начало собиранию и изучению русских летописей, но и открывшее новую эпоху в научном и художественном постижении прошлого - эпоху Карамзина и Погодина. И в том же 1804 г. был принят Первый, один из самых прогрессивных в то время, Устав Московского университета и в этом же году был образован Императорский Казанский университет.

Открыл торжественное мероприятие Председатель Госдумы РФ, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он рассказал о том, что депутаты Госдумы тесно взаимодействуют с историками, сотрудничают по разным направлениям, в частности, изучая историю российского парламентаризма. Отдельно законодатель отметил, что возглавляемое им Российское историческое общество во многом опирается на поддержку ученых исторического факультета МГУ. Сергей Нарышкин в своем выступлении отметил, что, по его мнению, тревожным фактом является переименование и объединение в вузах исторических факультетов с другими факультетами. "Подобное чуть не случилось в Санкт-Петербургском университете и уже произошло в Саратовском и Нижегородском университетах. С таким подходом я не могу согласиться". По его мнению история - это не просто название, за этим словом стоит традиция исторических факультетов и трудно говорить о повышении внимания к истории, понижая одновременно статус специализированных учебных и научных структур в рамках того или иного российского университета.

В череде поздравлений с приветственным словом выступили представители Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета. Рамиль Хайрутдинов напомнил коллегам, что эта важная юбилейная дата обладает определяющим значением не только для Московского и Ленинградского университетов. В сентябре 1934 года наряду с историческими факультетами столичных вузов в Казанском государственном педагогическом институте, чьим правопреемником является КФУ во вновь воссозданном историческом факультете студентами стали 20 юношей и девушек. Юбилейные мероприятия, посвященные этому событию в КФУ пройдут в сентябре и одним из центральных событий празднований станет выездное заседание Пленума Учебно-методического совета по истории и истории искусств Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию. Рамиль Хайрутдинов особо остановился на преобразованиях, произошедших с гуманитарными подразделениями Казанского университета, подчеркнув колоссальный, позитивный эффект от объединения ряда подразделений КФУ в структуру ИМОИиВ. Основой для их интеграции послужила общая база широкого гуманитарного исторического образования с мощной страноведческой и языковой подготовкой.