10 апреля 2014
Рамиль Хайрутдинов: "Укрупнение кафедр – закономерный позитивный процесс"
/

Второго апреля состоялось заседание Ученого совета Института международных отношений, истории и востоковедения, рассмотревшего вопрос оптимизации  его организационной структуры.

22 члена совета (при одном воздержавшемся (Р.И.Беккин) и одном проголосовавшем против (Б.М.Ягудин)) высказались за укрупнение кафедр трех из четырех отделений Института. В итоге, вместо 20 кафедр с 1 сентября 2014 г. будут функционировать 14 кафедр. Часть преподавателей из реорганизуемых кафедр в соответствии с читаемыми ими курсами перейдут на профильные кафедры. О том, почему необходима подобная реструктуризация, и что она принесет студентам и сотрудникам подразделений, мы поговорили с директором Института Рамилем Хайрутдиновым.

- Рамиль Равилович, расскажите, пожалуйста, о причинах объединения кафедр.

- Курс на перемены был взят с началом объединения Института международных отношений и востоковедения и Института истории. Вопрос об уменьшении количества кафедр объединенного Института путем проведения слияния рассматривался еще в июне 2013 года. Необходимость объединения обуславливается как требованиями современной нормативной базы в сфере высшего образования, регламентами КФУ, определяющими минимальную (не менее 8 сотрудников) и максимальную численность подразделений, нормами учебной нагрузки, так и ведущейся работой по закреплению направлений подготовки и учебных дисциплин за профильными кафедрами.

Подобная унификация программ бакалавриата и магистратуры и их закрепление сейчас широко реализуется не только в федеральных, но и в подавляющем большинстве высших учебных заведений. Никакого зуда реформаторства у нас нет, все преобразования вызваны объективными потребностями и теми большими задачами, которые поставлены перед гуманитарными подразделениями КФУ нашим руководством, и конкретно, ректором университета Ильшатом Рафкатовичем Гафуровым. Отмечу лишь, что в прошлом году ИМОИиВ по итогам реализации программы развития КФУ разделил первые места в университете, стабильно развиваясь по всем направлениям образовательной, научной, финансовой деятельности.

- Не приведет ли реорганизация к потере каких-либо аспектов в обучении студентов?

-  Нет, напротив, благодаря объединению будет существенно расширен спектр возможностей наших студентов и выпускников. Кроме того, речь идет в известной степени и о возвращении  к собственным традициям. Так современные кафедры арабской филологии и индоевропейских языков являются правопреемниками образованной  при факультете татарской филологии, истории и восточных языков еще в 1989 году академиком АН РТ Дилярой Гарифовной Тумашевой кафедры восточных языков. Важно что, преподавание арабского, персидского и ряда африканских языков, которое велось на этих кафедрах, будет теперь осуществляться на единых методологических и методических принципах в рамках объединенной кафедры восточных языков и культур.

Объединенная кафедра международных отношений и зарубежного регионоведения вбирает в себя специалистов в области дипломатии и страноведческих исследований; кафедра истории России и стран ближнего зарубежья, соединившись с кафедрой исторического образования, будет отвечать за подготовку, как профессиональных историков, так и учителей истории и обществознания. Отмечу, что педагогическое историческое образование было, есть и остается одним из приоритетных направлений подготовки нашего Института. Преподавание различных эпох всемирной истории  сосредотачивается на кафедре всеобщей истории, как это и реализуется в большинстве европейских и американских университетов.

Ни о каком сокращении направлений подготовки, тем более численности профессорско-преподавательского состава речь не идет. Более того, именно в ИМОИиВ из года в год увеличивается общее число принимаемых на первый курс студентов (за последние полтора года с 500 до 720), с 155 до 219 увеличилось количество бюджетных мест, появляются новые и перспективные профили подготовки.

Так, на кафедре мировой политики и международных экономических отношений открыт набор на профиль «Мировая политика и международный бизнес». Выделены бюджетные места на подготовку учителей истории с углубленным знанием истории и культуры ислама. В этом году будет осуществляться бюджетный и коммерческий набор на подготовку специалистов в области африканских исследований с языком суахили, впервые будет открыт набор, в том числе на 15 бюджетных мест на направление подготовки «антропология и этнология» и т.д.

Хотел бы особо отметить тот факт, что на объединенной кафедре татароведения и тюркологии запланирован прием абитуриентов на профиль «Евразийские исследования: Россия и тюркский мир». Существующая кафедра тюркологии занималась не только подготовкой лингвистов, но и давала знания об истории и культуре тюркских народов. В то же самое время кафедра татароведения имела схожие направления подготовки по изучению истории тюркского мира. Более того, именно здесь совместно с Министерством образования и науки РТ, Исполкомом Всемирного конгресса татар осуществляется ежегодный набор 30 студентов, наших соотечественников по профилям, связанных с изучением истории и культуры народов Поволжья и тюркских народов Евразии. Думаю, что кафедра могла бы принять для обучения и студентов-гуманитариев, представителей крымско-татарского народа. В связи с этим было принято решение объединить филологов и историков, что позволит выпускать редких сейчас специалистов – регионоведов с отличной языковой подготовкой. Они широко востребованы на рынке труда. Причем не только как преподаватели или научные работники, но и как специалисты, в которых заинтересованы государственные органы, силовые структуры, миграционная служба, министерство иностранных дел, государственные и частные корпорации и фирмы.


- А каким образом будет проводиться оптимизация штата сотрудников? Не повлечет ли объединение массовых сокращений?

- Мы ищем способы избежать этого. Например, нам было разрешено увеличить набор студентов. А, как известно, существует четкая пропорция:  соотношение количества преподавателей к количеству студентов должно быть равно 1 к 10. При увеличивающемся наборе будет обеспечен необходимый уровень нагрузки для преподавателей. Важно также отметить, что те кафедры, которые не занимались набором, сейчас получили возможность как коммерческого, так и бюджетного набора. Поэтому говорить о том, что преподаватели будут не востребованы и по этой причине попадут под сокращение, не приходится. Здесь есть другой нюанс. Согласно законодательству и нормативным актам, мы обязаны строго соотносить количество преподавателей, находящихся на бюджетном обеспечении, с количеством студентов-бюджетников. Оптимизация в нашем случае заключается в точном  приведении численности контингента студентов и преподавателей (из пропорции бюджет и внебюджет) в соответствие с учебными планами и действующими нормативами и о переводе ряда сотрудников с оплаты за счет бюджетных средств на оплату за счет внебюджетных средств, получаемых институтом от коммерческого набора.


- Как будет решаться судьба других сотрудников кафедры?

- Действительно, необходимо будет сократить несколько ставок лаборантов, поскольку регламент гласит, что соотношение количества лаборантов к количеству преподавателей должно быть равным 1 к 25. Однако и тут мы ищем пути решения проблемы: кто-то будет принят в аспирантуру, кто-то переведен в лаборатории, культурные центры и иные подразделения Института. На улице люди не останутся.


- И еще важный вопрос: что будет с заведующими кафедрами? Какой выход здесь найден?

- Это один из наиболее сложных моментов. Мы пытаемся прийти к консенсусу посредством проведения некой конкурсной процедуры. Вы понимаете, что есть определенные критерии оценки деятельности сотрудников вуза: научный вклад, педагогический опыт, ученая степень. Таким образом, будет определяться заведующий объединенной кафедрой. Кроме того, появилась возможность приглашения к участию в конкурсе ведущих специалистов из различных научных и образовательных центров России. Уже сейчас готовы к работе в Казани в качестве заведующих кафедрами, лабораториями, научных руководителей проектами видные ученые востоковеды и историки из РГГУ, Института востоковедения и Института всеобщей истории РАН и др.


- Когда планируется завершить переходный период?

- В апреле будут подготовлены все необходимые процедуры, проведены консультации с сотрудниками объединяемых кафедр, оформлены соответствующие приказы и уже к 1 сентября будут скорректированы все учебные планы.

Источник информации: Алина Искандерова, Пресс-центр
Комментарии
Преподаватель 15.04.14, 21:28
+35 
-43 
В целом, все верно, это общая тенденция. Но в нашем Институте все иначе. Все руководители Института успешные ученые, имеющие многочисленные и значительные публикации, участвующие в исследовательских проектах и пользующиеся признанием и уважением в научном сообществе.
Не администратор 15.04.14, 15:06
+45 
-41 
"Преподаватель должен быть преподавателем, а администратор заниматься административным руководством". Наверное. Есть такое деление и в спорте и в шоу-бизнесе. Но никак непозволительно, чтобы в системе образования, в особенности высшего, администратор был "главнее" профессора и ученого. Есть же опыт других стран, когда во главе институтов и факультетов стоят 2 руководителя: бизнес-директор и научный руководитель. Они совершенно равны и не могут принимать единоличные решения. Это меняет многое в стиле руководства. Да и кто сказал, что ученый - это обязательно забывчивый, странный, витающий в облаках субъект, которому не по зубам высокая наука управления?
ветеран 13.04.14, 22:01
+58 
-59 
Преподаватель должен быть преподавателем, а администратор заниматься административным руководством. Сложившаяся в Институте система работает хорошо, оправдывает себя. Оптимизация необходима.
Преподаватель 12.04.14, 21:00
+60 
-61 
Глубоко ошибаетесь. Легко осудить, но сложно понять. В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем. Уверяю, "музейный работник" отличный руководитель. К тому же не стоит забывать, что он ранее работал не только в музее, но и в Институте истории АН РТ. Факты показываю, что у нашего директора, наоборот, большой опыт, а у Института большие перспективы.
Преподаватель института 12.04.14, 13:42
+75 
-71 
"Губернатор не только видел краем глаза, слышал краем уха, но и думал краем мозга". Практика показывает: музейный работник не должен заниматься образованием. Вред налицо.
Преподаватель ИМОИиВ 12.04.14, 00:47
+88 
-76 
... "Зуд реформаторства зашкаливает", институт международных отношений готовится выпускать "профессионалов" на бумаге.
Раис Сулейманов 11.04.14, 21:34
+90 
-78 
Печально наблюдать как губится родной истфак