31 марта 2014
Экологическое образование как действенный фактор устойчивого развития

Сегодня, 31 марта, в КСК КФУ «УНИКС» состоялось заседание Межрегиональной ассоциации экологического образования, в рамках которого прошли слушания Общественной палаты РТ на тему: «Новые приоритеты устойчивого развития: задачи общеобразовательной и высшей школы».

С докладами выступили руководитель Института устойчивого развития Общественной палаты РФ, член-корреспондент РАН Владимир Захаров, первый заместитель министра образования и науки РТ Данил Мустафин, председатель центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по экологии Екатерина Колесова, председатель Ассоциации учителей-экологов Москвы Нелли Речкалова.

Открыл мероприятие председатель Общественной палаты Республики Татарстан Анатолий Фомин. Он отметил, что республика имеет большой потенциал в развитии экологического образования. «Некоторые наиболее эффективные наши проекты и концепции можно будет в будущем распространить и на остальную территорию России», ‑ подчеркнул он.

Об экологическом образовании и воспитании детей в Татарстане рассказал Данил Мустафин. Он заметил, что первоочередная задача сегодня – повышение уровня экологической культуры молодежи. Для этого, по словам чиновника, в республике делается все возможное: прорабатываются вопросы реализации экологического образования в дошкольных учреждениях, организуются факультативы, кружки и внеклассная деятельность в школах, экологические соревнования. Последний пункт особенно актуален,  30 марта в Казани состоялась торжественная церемония открытия Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Кроме того, к повышению уровня знаний школьников по экологии привлекается и научный потенциал КФУ, КГАУ, АН РТ.

«Эффективность проводимой нами работы подтверждается тем, что в природно-охранных акциях за последние годы приняло участие 420 тысяч школьников республики, ‑ сообщил Мустафин. ‑ А в научно-исследовательских конференциях по экологии только за 2013 год – 9 тысяч ребят». Вся эта деятельность, по словам представителя министерства, активно поддерживается на государственном уровне и дает возможность повышать уровень экологического образования в республике.

Более глобальный взгляд на проблемы экологии представил Владимир Захаров. Он рассказал о новых приоритетах развития в экологии и экономике. По мнению ученого, все акценты были расставлены в ходе конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20, которая состоялась летом 2012 года. Проведение этого мероприятия должно было дать людям возможность представить, каким они хотели бы видеть мир через 20 лет.

Захаров подчеркнул, что «экологическая ситуация сегодня не безнадежная». «В наши круги сегодня вливаются все новые и новые силы, и мы можем повернуть на все 180 градусов и улучшить ситуацию, ‑ подчеркнул он. ‑ Татарстан, как локомотив, может повести другие регионы в области экологического образования».

Устойчивое развитие, по мнению ученого, и есть та самая модернизация, о которой так много сегодня говорится, а основой модернизации должна стать «зеленая экономика», включающая в себя зеленые инвестиции, зеленые технологии и зеленые рабочие места. То есть экономика должна создавать и увеличивать природный капитал земли и уменьшать экологические угрозы и риски. «Очень важным является ответственность бизнеса, ‑ добавил Захаров, ‑ надо сделать так, чтобы бизнесу была выгодна зеленая экономика».

В заключение своей речи ученый призвал людей бережно относиться к окружающей среде: «Если ты любишь себя, то будешь заботиться и о мире, в котором живешь».

Екатерина Колесова и Нелли Речкалова в ходе заседания рассказали о своем видении приоритетов развития в области образования и просвещения, а также путей формирования экологической культуры школьников.

По итогам представленных докладов и дискуссий была принята резолюция.

Источник информации: Наталья Дорошкевич, Пресс-центр