24 марта 2014
Команда "КАМАЗ-мастер" объяснила студентам, как доехать до финиша на трех колесах и почему они молчат во время заезда

В IT-парке Набережных Челнов состоялась встреча представителей команды «КАМАЗ-мастер» со студентами и рабочей молодежью из Казани и Перми.

Для того чтобы попасть на встречу с легендарной командой, челнинским студентам, в том числе и Набережночелнинского института КФУ, пришлось пройти настоящий отбор. В группе «Хочу работать на «КАМАЗе» социальной сети Вконтакте провели конкурс на лучший вопрос победителям «Дакара». В итоге, конференц-зал IT-парка был заполнен до отказа.

Команда пришла на встречу в следующем составе: руководитель команды «КАМАЗ-мастер», лауреат Государственной премии РФ, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер РФ Владимир Чагин, мастер спорта международного класса Андрей Мокеев, мастер спорта Вячеслав Мизюкаев, мастер спорта Дмитрий Сотников, мастер спорта международного класса Антон Шибалов, мастер спорта международного класса Айрат Мардеев.

Члены команды с удовольствием рассказали историю своего спортивного становления, поделились впечатлениями о последних гонках и охотно ответили на все вопросы зрителей. Естественно, основные моменты в работе команды осветил Владимир Чагин. А после официального общения у присутствующих была возможность подойти к спортсменам, взять у них автограф и сделать памятную фотографию. Самые же шустрые не упустили шанса ознакомиться и с автомобилями – участниками «Дакара», которые стояли у входа в IT-парк. Молодые люди с удовольствием делали снимки машин, забирались в кабины, разговаривали с представителями команды в неформальной обстановке.

А для тех, кто хотел, но не смог попасть на встречу с командой «КАМАЗ-мастер», мы приводим самые интересные моменты пресс-конференции.

- Как попасть в команду?

Владимир Чагин: «Действительно, непросто, прямо скажу. Штат команды очень ограничен, нас чуть более ста человек. И мы приглашаем, конечно, уже состоявшихся специалистов, кто уже умеет, может что-то делать. В то же время к нам приходит и молодёжь, мы пробуем их в те периоды, когда перед самими соревнованиями своими силами трудно подготовить машины, команду. Приходят молодые вечерами, и сразу видно, в ком есть искреннее желание быть с командой, быть полезным команде. Мы видим настоящее трудолюбие и способности. Такие ребята в команде остаются, мы их принимаем в свою семью».

- Что для вас команда?

Владимир Чагин: «Коллектив можно называть командой, когда есть абсолютное взаимопонимание, даже без слов. Особенно это важно в гоночном экипаже – это минимальный состав, и его представители должны подходить друг другу, понимали друг друга без слов. Дакар – то испытание, которое придумали, чтобы проверить человека на выносливость, надежность, прочность, на скорость и технику».

- Откуда происходит вторая часть названия команды – «мастер»?

Владимир Чагин: «90-е годы стали тяжелым периодом не только для завода, но и для страны в целом. К тому же в 1993 году сгорел завод двигателей: конвейер был остановлен, продаж не было, на заводе сложилась тяжелая экономическая ситуация. Команда была на грани распада. И в этот год нам удалось найти партнера в Москве – объединение «Мастер», которое в то время поддержало команду. На их средства были построены автомобили, на которых мы в 1996 году выиграли «Дакар». Они полностью оплачивали участие команды в соревнованиях, подготовку машин. Мы очень благодарны им. Контракт с этим объединением был подписан на 1993-98 годы, он дал нам возможность готовить машины и не умереть команде – по-другому не скажешь. От этого и появился «КАМАЗ-мастер». Когда контракт закончился, мы уже привыкли к названию и решили его не менять».

- На соревнованиях «Дакара» представлены мировые лидеры производителей грузовой техники. Как удается их обыгрывать? Может, есть какой-нибудь секрет?

Владимир Чагин: «Большого секрета нет. В 90-е у нас не было успеха и серии побед. Многие, наверно, думают, что «КАМАЗ-мастер» – вечный победитель. Но в 90-е годы мы только учились доезжать до финиша, учились выносливости, учились строить и изготавливать машины, которые смогут просто проехать «Дакар». И первые наши «доезды» до финиша уже были для нас достижением. В 1996 году была первая победа, которая досталась путем неимоверных усилий и стараний. Вторая победа была только в 2000 году. В 2001 мы стартовали четырьмя машинами, и ни одна не победила: технические проблемы. Опять нужно было понять, почему это происходит, ввести в конструкцию новые детали, узлы, чтобы машина не ломалась, доезжала. В 2002 году мы третий раз победили. И с этого времени стабильно начали побеждать. Пять лет подряд нам удавалось быть первыми на подиуме «Дакара». Почему? За этим большой труд и большая целеустремленность. Коллективу нужно поставить цель, и каждый должен ее чувствовать изнутри. Только тогда команда будет идти в одном направлении, когда каждый друг друга дополняет, готов помочь, подсказать и это – слагаемые успеха».

- Какой процент деталей, изготавливаемых на КАМАЗе, применяется в гоночных автомобилях?

Владимир Чагин: «Для Дакара все производители – команды «MAN», «Mercedes», «IVECO», «TATRA» –  специально готовят машины. И в автомобильном спорте для любых соревнований машины проходят специальную подготовку. Наши конкуренты («MAN», «IVECO») на базе серийных машин собирают те, которые участвуют в гонке. Так поступаем и мы. И мы всегда стараемся использовать комплектующие тех производителей, которые поставляют детали на наши серийные конвейерные машины – это KNORR-BREMSE, LIEBHERR. В этом году мы впервые на гоночные автомобили установили двигатели  LIEBHERR, потому что с 2016 года двигатели совместных конструкций КАМАЗ-LIEBHERR будут выпускаться на нашем заводе, и вскоре будет подписан контракт по этому поводу. Мы не отходим от такого принципа работы. Это проверка на надежность и прочность комплектующих, которые приходят от поставщиков. Если коробка передач «Zahnrad Fabrik» выдерживает «Дакар», значит, можно быть спокойным, что она не подведет и в серийной машине.

Также нельзя забывать, что Дакар – отличный полигон для проверки новых конструкций, узлов, агрегатов. То, что выдерживает двухнедельный Дакар – это в обычной жизни, можно сказать, вечная деталь. Конструкции серийных машин, многие конструкторские идеи были проверены на Дакаре, после чего применены на серийном производстве. Эта тесная связь спорта и производства очень полезна и хорошо показывает себя в обеих сферах».

- Во время гонки члены экипажа разговаривают между собой?

Владимир Чагин: «Экипаж – три человека: пилот, штурман и механик. Пилот ведет машину. Задача штурмана – говорить пилоту, куда и как ехать. В его руках – дорожная книга, которая выдается организаторами (книга создается за много месяцев до ралли, а перед соревнованиями проверяется на изменение ландшафта). Ямы и другие препятствия обознаются восклицательными знаками, количество которых говорит о сложности пути. Также у штурмана есть GPS и счётчик пройденного пути. Штурман говорит весь день, но он должен говорить кратко, емко и понятно, никаких лишних слов он не произносит – нужно беречь ресурсы голоса. В распоряжении механика – множество приборов, контролирующих состояние автомобиля, в том числе температуру. В машине около 30 датчиков, чтобы не допустить перегрева и возгорания узлов. Механик постоянно следит за показателями. Например, за давлением в шинах, которое мы регулируем во время движения прямо из кабины. Диапазон рабочего давления в колесах – от полутора до семи атмосфер. Под разную трассу – разное давление, так что при такой работе разговаривать экипажу просто некогда».

- Существует ли внутренняя конкуренция в экипаже?

Владимир Чагин: «У нас заводская команда и нам главное, чтобы на финиш приехал КАМАЗ. Чей экипаж, чья фамилия будет первой – это второе. Этим и сильна команда. Почему мы столько раз и побеждаем, потому что внутренней конкуренции нет. Безусловно, каждый спортсмен, не буду лукавить, хочет быть первым. И когда я ездил до 2011 года, внутреннее желание быть первым было. Но внешне это в команде никогда не проявлялось и не проявляется – это первое и обязательное условие».

- Как можно было доехать 9 км до финиша на трех колесах?

Владимир Чагин: «Этот экипаж нас второй год удивляет. В прошлом году они боролись на трёх колесах за третье место. Это очень нелегко».

Андрей Мокеев: «На одной из встреч Сергей Когогин сказал Андрею Каргинову: «Ты хоть раз можешь доехать в последний день без приключений, чтобы нас не волновать?» У нас вечно с приключениями: в этом году китайцы, в прошлом – колесо. Был заключительный этап, последние 15 километров, мы шли на втором месте. Проехав шесть километров, мы напоролись на камень, пробив колесо. Для замены нужно было 12 минут, оставалось только одно – ехать. Психологически тяжело было остановиться, чтобы закрыть кран на оси. Но мы остановились, чтобы не потерять и второе колесо. Последние девять километров ехали на трёх колесах. Мы не видели приборов и друг друга из-за пыли. На финише мы не знали, обогнал нас Жерар де Рой или нет. Оказалось, он отстал на две минуты, из-за чего очень расстроился. Именно тогда мы заняли весь подиум».

 

Источник информации: Пресс-центр Набережночелнинского института КФУ, Мария Луговая, фото - Ландыш Капранова
Комментарии
Читатель 22.03.14, 17:33
+4 
Потрясающе! Жаль, что не был на встрече.(