22 февраля 2014
Участники круглого стола: "Сегодня чаще ответы на межэтнические отношения получают не от научного сообщества, а от сомнительных экспертов"

В пятницу, 21 февраля, в Институте массовых коммуникаций и социальных наук КФУ состоялся круглый стол на тему  «Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан». В работе круглого стола приняли участие преподаватели, аспиранты, студенты Казанского университета.

На встрече обсуждались вопросы толерантности, особенности развития межэтнических отношений и проблемы мусульман в Татарстане.

Выступая с докладом, Лилия Равилевна Низамова, доцент кафедры социологии Института массовых коммуникаций и социальных наук, кандидат соц.наук отметила, что проблема межнациональных отношений чрезвычайно сложна, её решение требует мобилизации государственного аппарата.

Считается, что ФМС должна иметь всю информацию по мигрантам. Но в связи с тем, что мигрантский приток носит скрытый характер в силу имеющихся нарушений трудового законодательства, часть приезжих работает на сером рынке труда. И ФМС не имеет всех данных по миграции. Так что при анализе соцопросов не все цифры, которые нам предоставляют, будут соответствовать действительности. Социальные исследования могли бы эту цифру выявить, если бы вопрос не упирался в финансирование.

Кстати, хочется отметить тот факт, что специалистов КФУ привлекали к созданию программы по мигрантам. Однако мы не знаем, насколько наши предложения были учтены руководством республики.

Лилия Равилевна подробно остановилась на том, что онлайн-опросы искажают реальную картину.

Журналисты часто меня спрашивают: а можно ли получить объективные показатели для оценки реального положения дел при онлайн-голосовании?

И в связи с этим я хочу обратить внимание, в какой степени эти социологические данные могут оставаться вообще инструментом аналитической оценки, если они становятся средством политического действия. Нужны ли вообще эти дорогостоящие социологические исследования, если цифры можно взять неизвестно откуда.

Вот наглядный пример. До 1 марта в РТ идет оценка действий органов местного самоуправления.

И этот опрос проводится в онлайн-режиме. Мы знаем, что проблема интернет-опроса в том, что неизвестно, кого опрашивали, сколько раз, будут ли тут гарантии анонимности, плюс идет перекос в сторону более образованных молодых пользователей Интернета. Никакая бабушка или житель села не сможет заполнить ту форму.

Лилия Равилевна убеждена, что интернет-опросы дают неверную картину действительности.

Онлайн-голосование — нарушение принципа анонимности. С данными, полученными при таком опросе,  невозможно хорошо работать, так как идет систематичная ошибка выборки. Как правило, в таких опросах принимают участие люди, уверенные в себе, с высоким уровнем дохода, не боящиеся  потерять работу,  но таких в обществе меньшинство.

Гульнара Фоатовна Габдрахманова, начальник отдела этнологии Института истории Академии наук РТ, отметила, что в республике по данным соцопросов отмечен рост толерантности. Она связала это с повышением социального и экономического уровней.

Те социальные и экономические проекты, в числе которых была и Универсиада, реализуемые в нашей республике, повлияли на идентичность людей, на понимание значимости республики для России, отметили  ее большой потенциал для развития нашей страны.

Гульнара Фоатовна уверена, что «Исторический опыт, исторический путь нашего совместного проживания играет важную роль в вопросе межэтнических взаимоотношений».

В ходе последних соцопросов было отмечен рост толерантности по отношению к людям другой национальности.

–Если в середине 90 годов от 50 - до 80% татарстанцев были готовы видеть человека другой национальности в качестве друга, коллеги, начальника, соседа по дому, то последнее наше исследование (в октябре 2013 года) показывает, что такие установки уже преобладают у более чем 90% наших респондентов. И даже в такой закрытой сфере как семейно-брачные отношения мы наблюдаем рост толерантных установок.

Участники круглого стола попросили уточнить, откуда взялась такая высокая – 90% - цифра в соцопросах по толерантности.

Мы, проводя опрос, задаем вопрос: «Готовы ли вы принять человека другой национальности в качестве соседа и т.д.?». В последние годы стали конкретизировать национальности, потому что более высок уровень  неприятия цыган, евреев, жителей Кавказа. Зато высокий уровень показывают толерантные отношения татары и русские.

Цифра в 90%  - это общий без конкретизации уровень толерантности.

Отмечается своеобразный парадокс - на средних социальных дистанциях готовность принять в качестве друга, сослуживца и даже соседа по подъезду степень открытости выше, нежели готовность принять в качестве россиянина. Это можно объяснить ощущением растущей социальной депривации местного населения. Услуги здравоохранения, образования и ЖКХ все ложится на плечи местного населения. И нет готовности делиться с приезжими этим постоянно скудеющим общественным пирогом.

Этничная идентичность в нашей республики сопрягается с толерантными установками. И это позитивный показатель в нашем межэтническом взаимодействии.

Отвечая на вопрос, не возникает ли у нее ощущения, что в случае конструирования толерантного отношения между русскими и татарами вся агрессия направится на мигрантов, Гульнара Фоатовна ответила так.

Образ врага всегда есть. И тут от нас, социологов, от того, что и как мы говорим, как высказываемся и даем адекватные оценки  - от этого зависит и общественное мнение.

К сожалению, в последнее время ответ на вопрос о межэтнических отношениях мы стали чаще получать не от научного сообщества, а от якобы экспертов активировавшихся сомнительных центров.

Одной из тем обсуждения стала предпринятая попытка привлечения высококвалифицированных мигрантов в села.

- Речь идет о федеральной программе привлечения высококвалифицированных специалистов. А заявления о привлечении высококвалифицированных мигрантов в деревни - это один из способов вернуть население в села. К сожалению, горожане вряд ли туда. Если это будут квалифицированные специалисты, то почему бы и нет.

 

В докладе Алсу Гараевой, ассистента кафедры социологии Института массовых коммуникаций и социальных наук, речь шла о религиозных практиках и межконфессиональных отношениях в поликультурном обществе. В частности, выступающая остановилась на тех проблемах, с которыми приходится сталкивать современному мусульманину.

Самый первый проблемный аспект, который при проведении соцопросов называют мусульмане, – это проблема религиозной идентичности. Что это значит? Верующему мусульманину, внешне проявляющему свою религиозную идентичность, трудно устроиться на работу. Следующий фактор, названный респондентами, проблемы на рабочем месте. Если мусульманин не проявляет внешне свою религиозность, то он сталкивается на рабочем месте с проблемами уже в неформальной среде. Соблюдение поста и чтение намаза не всеми сослуживцами оценивается положительно.

Респонденты отметили и трудности в сфере оказания услуг. Да, сегодня в республике сфера оказания мусульманам ряда услуг хорошо развита: есть и таки, и  халяльная индустрия, и медицинские услуги. Но эти услуги будут на порядок дороже, чем обычные, которые оказывают другим татарстанцам.

Махмутов Зуфар, ассистент кафедры социологии Института массовых коммуникаций и социальных наук согласился с тем, что любая индивидуальность вызывает агрессию.

- Религиозная идентичность не станет исключением. И одежда, и то, что человек не пьет алкоголь,  и то, что он  5 раз в день уходит молиться – все может вызвать отторжение общества.

Участники встречи пришли к выводу, что надо формировать у молодых людей уважение к проявлению религиозной идентичности, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, которые различаются по внешности, языку, убеждениям, отражать разнообразие идей в обществе.

Также участники круглого стола высказали общее мнение о необходимости проведения соцопросов, чтобы иметь возможность контролировать ситуацию с исламофобией и межэтническими отношениями в Татарстане.

 

 

Источник информации: Пресс-центр