13 февраля 2014
В КФУ открылся цикл лекций академика РАО Владимира Шадрикова

Сегодня, 13 февраля, в Институте психологии и образования был открыт курс лекций академика Российской академии образования (РАО) Владимира Шадрикова по теме «Психология профессиональной деятельности и способности».

Проведение данного мероприятия стало возможным благодаря гранту Правительства РТ «Алгарыш», присужденному Институту психологии и образования КФУ.

Первая лекция была посвящена психологии профессиональных способностей. Причина  выбора именно этой темы была обозначена лектором в связи с «неполным ее освещением в мировых и российских исследованиях».

Владимир Шадриков обозначил и практическую значимость темы: «Главная задача педагогики связана с развитием человека, а развитие человека – это развитие способностей».

В течение лекции выступающий много  раз обращался к актуальным сегодня  общественным проблемам. Первое, что  им было отмечено, - идеологическая проблема развития способностей. Приведенный лектором пример достаточно полно раскрыл суть вопроса: «Мы пробуем через способности объяснять явления. К примеру, измерение коэффициента интеллекта людей выявляет, что показатель этот выше у более обеспеченной части населения, но у нее и больше возможностей развивать свои способности».

Лектор выразил сомнение и в эффективности инструментария, психотехник, используемых для определения задатков и способностей у детей. Для примера им был проанализирован групповой игровой метод. «Этот метод ничего не дает, если нет распределения ролей между всеми учениками, если не все дети задействованы в игре», - заметил Шадриков.

Далее лектор перешел к описанию основных принципов развития способностей. Единство способностей и деятельности, по мнению выступающего, необходимое условие развития. Современные образовательные программы часто не предусматривают индивидуального подхода к ученикам. «Слишком сложные задачи, которые ученик в силу своих способностей решить не может, никак не развивают, а наоборот, ведут к потере интереса к учебе», - считает лектор. По его мнению, необходимо идти по пути постепенного усложнения задач, когда в конечном итоге ученик сможет решать задания эффективно, но прилагая при этом усилия.

В своей лекции Владимир Шадриков затронул и важную тему эффективности  образовательных систем начальной  школы. Академик отметил, что на основе тестирования способностей учеников, обучающихся по различным программам, в частности, В.В.Давыдова и Л.В.Занкова, эти системы были признаны развивающими различные качества.

«Универсальных и самых лучших систем нет, - заметил при этом Шадриков, - они все имеют свои плюсы и минусы. К примеру, в системе Занкова западает развитие волевых качеств. Аккорд состоит из разных нот, но рождает гармонию. Мы должны достичь этой гармонии в развитии ученика».

Оценивая современные школы, академик выразился жестко. «Профилизация противоречит принципу всестороннего развития, - сказал он, - профильное обучение возможно только при высоком уровне сложности, который наши учителя пока потянуть не могут».

Лектор говорил о многих важных аспектах развития, но один из них выделил особо, в развитии учеников нет единого профиля, каждый должен развивать свои индивидуальные способности. «Личность священна, - отметил академик, - а когнитивная сфера – то, с чем может работать учитель».

Последний принцип, на котором сделал акцент выступающий, это единство способностей и условий деятельности. «Когда ребенок идет в школу, все задаются вопросом, а готов ли ребенок учиться? Но это не тот момент, который должен интересовать людей. А готов ли учитель? Так надо ставить вопрос!» - высказал свою точку зрения академик.

Действительно, часто самой главной проблемой является неподготовленность учителя, который не может ни найти индивидуальный подход к каждому ученику, ни мотивировать ребенка на эффективное обучение.

В процессе своего выступления  Владимир Шадриков сказал очень интересную фразу: «Психологическая наука раздает  векселя, но еще неизвестно, что будет и когда придется по этим векселям расплачиваться».

Словом, есть о чем  задуматься после такой лекции…

 

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Инны Басыровой, Пресс-центр
Комментарии
Gumanitarii 13.02.14, 17:55
+4 
Всегда после таких лекций с точной и нужной информацией возникает один единственный вопрос: "Почему эти знания никто не использует?!" . Возникают какие-то странные исследования, техники, методики обучения....для чего? Берите, вот все сделано, доказано, необходимо только создать условия.