07 января 2014
Православные празднуют Рождество Христово

Сегодня, 7 января православные празднуют Рождество Христово. По преданию, Иисус Христос родился в этот день за Вифлеемом в одной из пещер, куда загоняли домашних животных (вертеп) и был положен в ясли с сеном.

Первыми гостями младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом. В это время с дарами шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий царь мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Интересные факты День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником. «Сочельник» происходит от слова "сочиво", что означает буквально - "растительное масло". Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос. С утра, в Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол, натирали его можжевельником. Затем парились в жаркой бане. А с вечера начинали петь коляду. В деревнях собирались большими компаниями, разукрашивали лица, выворачивали одежду на изнанку, на сани сажали Коляду - куклу или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни. Дети ходили по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги и пели под окнами (или заходя в дом) колядки. Коляда, Коляда Подай пирога. Не подашь пирога - Мы корову за рога. А подашь пирога - Полный двор живота. В Сочельник хозяйки готовили обрядовую пищу - кутью и взвар. Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара - символ вечности жизни. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, масло. Взвар готовили на воде из сушеных яблок, груш, слив, вишен, смородины, черники, земляники и других ягод. Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконами. В Сочельник пекли также сочни. Из них делали маску с отверстиями для глаз и смотрели на улицу со двора. При этом загадывали на прохожих. Какой человек - добрый или злой - первым мимо пройдет, таким будет следующий год. Вечером все ждали появления Вифлеемской звезды - только после этого можно было принимать пищу. Символично то, что стол и лавки устилали соломой или сеном. Работать в Сочельник не полагалось.

Молодые девушки перед Рождеством любили гадать. В Сочельник на стол, покрытый соломой и поверх нее скатертью, ставили кутью и свечку. Из-под скатерти вынимали соломинку и гадали: окажется длинная - родится хороший хлеб, а короткая - к неурожаю. Народные приметы и поверья: Если на Сочельник небо усыпано звездами - будет много грибов и ягод в лесу. Иней на деревьях - к обильным хлебам. В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора. Святки С Рождества начинались святки - праздники, которые продолжались до Крещения (19 января). Все это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. В Рождество ранним утром, до рассвета, проводился обряд обсевания изб. Пастух ходил с торбой овса и, заходя в дом, бросал на все стороны (рассеивал) горсть зерна с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье". В Рождество девушки не гадали. Существовала примета: если в дом первой войдет чужая женщина, весь день в этой семье женщины будут хворать. Во избежание всяких неприятностей крестьяне соблюдали довольно строгие запреты. В день Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами. Нельзя было шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. Нельзя плести лапти, иначе кривой будешь. А в лесу охотиться нельзя до самого Крещения, ибо с охотником случится тогда несчастье. В полдень ходили всей семьей смотреть, как «играет солнце». Если солнце играет - темные силы от него в щели прячутся. А если нечисть все-таки в дом забралась, то в этот день с ней короткая управа - кипятком углы обварить, да крапивным веником вымести. Отец водил сына в амбар к сусекам с зерном. Перед тем наследника торжественно обряжали всем семейством. Овчинный полушубок опоясывали расшитым поясом, на голову надевали меховую шапку, на ноги - валенки. Над сусеками с зерном отец поднимал сына, желая вырасти ему быстрее да стать помощником в хозяйстве. Второй день после Рождества, который называется Собор Богородицы, посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии. Прославляя Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Оно было вызвано тем, что царь Ирод, узнав о Рождении Христа и поклонении ему волхвов, разгневался и повелел избить в Вифлееме всех младенцев, надеясь погубить и Спасителя. Но ангел явился Иосифу и повелел скрыться в Египте. После смерти Ирода Иосиф с Семейством возвратился и поселился в Назарете. Третий день после Рождества называли Степановым днем. По обычаю, в Степанов день затесывали колья, ставили их по углам двора, втыкая в снег, чтобы нечистую силу отпугнуть. Степан закален в опасности, потому и всякой нечисти не боится и кольями от нее в этот день как раз отгородиться. Степан ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином. Еще в этот день всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор и угощали его.

 

Источник информации: По материалам CМИ
Комментарии
Муса 09.01.14, 17:20
Хорошо, что пишете про празднование Рождества. Не забудьте написать и про Курбан-байрам, когда придет время.
М. Трушин 09.01.14, 10:15
Ну зачем же вот так писать про первомученика Стефана? Может еще что придумаете? То, что написано в самой статье, никак не связано с православием - это описание языческих пережитков.