02 мая 2012
Новые стандарты "прижились" в школах нашего города



27 апреля 2012 года на базе общеобразовательных учреждений г.Казани прошла городская открытая научно-практическая конференция «Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание, особенности внедрения и условия реализации».

В работе пленарного заседания приняли участие более 200 руководителей учреждений образования города, педагогов, психологов, классных руководителей, методистов Городского методического центра и педагогов УДО. В конференции приняли участие заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Д.М. Мустафин, к.п.н., И.М. Логвинова, заместитель директора Института стратегических исследований в образовании РАО, к.п.н., координатор разработки и апробации Федеральных государственных образовательных стандартов, В.Л. Виноградов, заместитель директора по научной деятельности Института педагоги и психологии Казанского федерального университета, к.п.н. И.Г. Хадиуллин, начальник Управления образования г.Казани, к.п.н. в своем докладе осветил особенности реализации стандартов нового поколения в образовательных учреждениях города, охарактеризовал проблемы, возникшие в ходе их реализации и определил основные пути решения. Кроме того, в первую половину дня на демонстрационных площадках 5-ти образовательных учреждений прошли секционные заседания, на которых обсуждались наиболее актуальные проблемы реализации ФГОС.

На базе СОШ №33 Авиастроительного района прошла секция № 1 «Система требований ФГОС в пространстве образовательного учреждения», в работе которой приняли участие руководители образовательных учреждений. Объектом их обсуждения стали стратегии компетентностного подхода как основополагающей идеи развития российского образования, алгоритм деятельности школы в условиях внедрения ФГОС начального и общего образования, особенности организации внеурочной деятельности и оценки личностных результатов школьников. Участниками секции №2 «Профессиональная готовность учителя к реализации требований ФГОС нового поколения» стали 54 учителя-предметники. Секция прошла на базе гимназии №122 Московского района.

На секции шёл серьёзный и обстоятельный разговор о готовности учителя к работе по реализации ФГОС нового поколения. Широко был представлен опыт работы учителей гимназии №122 как площадки по реализации ФГОС начального звена. Л.Г.Политковская, заметитель директора, Г.Ю.Самигуллина, Большекьянц С.В., учителя гимназии №122 ярко представили деятельность педагогов по теме «Дидактическая система деятельностного метода как средства реализации ФГОС нового поколения», поделились опытом работы учителей начальных классов по технологии деятельностного метода как инструмента для формирования метапредметных умений.

Деятельностный метод формирует все необходимые компоненты развития: креативность, критическое, дивергентное и продуктивное мышление; исследовательские навыки; социальный интеллект и пр. Реализация дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» позволяет формировать активную творческую личность, готовую к саморазвитию, способную к самоопределению и самореализации, рефлексивному управлению собственной деятельностью на основе системного тренинга деятельностных способностей. Л.Р.Фатхуллина, заместитель директора по учебной работе гимназии №90 поделилась опытом работы по формированию методической и информационной готовности учителя к реализации стандартов нового поколения коллектива гимназии. Н.П.Репина,учитель русского языка и литературы гимназии № 90 поделилась опытом работы клубного объединения учителей как средства формирования ИКТ-компетентности.

Учителям секции был представлен опыт работы И.Л.Гиматутдиновой, заместителя директора СОШ №141 по овладению педагогами технологиями деятельностного метода, Н.Ф. Кэруллы, учителя английского языка гимназии-интерната №4 по развитию критического мышления на уроках. Вызвало интерес у собравшихся на секции выступление И.И.Саркисовой, учителя химии школы №89 по разработке конструктора приёмов педагогической техники, формирующих универсальные учебные действия. И.М.Логвинова, заместитель директора ИСИО РАО, к.п.н., координатор разработки и апробации ФГОС ответила на многочисленные вопросы, поступившие из зала. На базе СОШ № 177 Ново-Савиновского района работала секция № 3 «Воспитательная работа в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС нового поколения».

В работе приняли участие классные руководители начальных классов и среднего звена, педагоги-психологи и педагоги дополнительного образования детей. Выступавшие поделились опытом организации внеурочной деятельности в начальной школе и уделили много внимания обсуждению проблем деятельности классного руководителя в основной школе.

Много вопросов возникло по поводу интеграции основного и дополнительного образования детей в ходе реализации различных моделей внеурочной деятельности. Развитие личности дошкольника в соответствии с Федеральными государственными требованиями к образовательной программе, реализуемой в дошкольных образовательных учреждениях, обсуждалось на базе МАДОУ № 181 Советского района в процессе работы секции № 4. В работе секции приняли участие 52 педагога дошкольных образовательных учреждений города Казани – воспитатели, старшие воспитатели и заведующие, методисты ИМО ГМЦ, представители Казанского педагогического колледжа.

Участники познакомились с опытом работы детского сада № 181 – был организован просмотр мероприятий с детьми в соответствии с ФГТ, выступление старшего воспитателя и педагога-психолога ДОУ о работе с педагогами по внедрению и психологическому сопровождению ФГТ. На секции рассматривались вопросы планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГТ, роли предметно-развивающей среды детского сада в развитии личности ребенка, реализации технологии деятельностного метода в условиях детского сада, подготовки педагогических кадров в условиях реализации ФГТ.

На секции № 5 учителей родных (татарского) языков, проведенной на базе гимназии №1 Вахитовского района «Изучение родных языков в рамках реализации требований ФГОС нового поколения» обсуждались актуальные вопросы обучения детей татарскому языку в условиях внедрения стандартов нового поколения.

Опытные учителя, разработчики учебно-методических пособий, учёные высказали озабоченность отсутствием нормативной базы преподавания татарского языка в новых условиях, отсутствием методических пособий для учителей. Представленный в выступлениях положительный опыт отдельных учителей и педагогических коллективов выявил психолого-педагогическую готовность к работе в условиях ФГОС, вычленил проблемы методического и технологического характера.

Конференция признала необходимость продолжить научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения, способствовать развитию взаимодействия участников этого процесса, активизировать обучение учителей не только начальной, но и основной школы по вопросам и реализации компетентностного подхода в обучении, обеспечить организацию обучения педагогических и управленческих кадров по вопросам подготовки к введению ФГОС основного общего образования.

По итогам обсуждения докладов организационным комитетом предложен проект резолюции, который в целом был одобрен участниками конференции.

Источник информации: Городской методический центр