18 декабря 2013
Общество (не) для всех: проблемы создания инклюзивного пространства

Вчера, 17 декабря, по  инициативе Приволжского международного центра европейских исследований Института сравнительных исследований модернизации обществ Казанского федерального университета в КФУ прошел круглый стол «Общество (не) для всех: проблемы создания инклюзивного пространства».

Участники встречи – представители государственных структур, общественных организаций,  преподаватели, медики, журналисты, студенты ‑ обсуждали  проблему «доступной среды» для людей с ограниченными возможностями. Ключевым спикером «круглого стола» стала  известный в Болгарии руководитель движения людей с инвалидностью ‑ член Института «Независимая жизнь» и сопредседатель Совета директоров Европейской сети независимой жизни Капка Панайотова.

Руководитель движения людей с инвалидностью неоднократно выигрывала суды по делам людей с ограниченными возможностями.  Женщина занимается проблемами «доступной среды» для инвалидов. Она выступает против разделения общества на «инвалиды» и «не инвалиды». «Одно общество для всех – вот идиллия. Одно большое гармоничное общество будет намного богаче, чем несколько разделенных обществ. Не нужно разделять, например, библиотеки. Пусть будет одна большая библиотека, которую могут посещать как зрячие читатели, так и незрячие. В каком-то корпусе будут размещены тактильные  книги, в другом – обычные. Я хочу, чтобы не было границ между нами!» ‑ заявляет Капка Панайотова. 

Участники встречи согласились с позицией спикера. Но многие говорили о том, что достичь этого очень сложно, так как требует очень многих перемен  как в обществе, так и в инфраструктуре города. На встрече также обсудили проблемы возникновения неудобной для инвалидов среды. Пандусы зачастую слишком крутые или, наоборот, слишком пологие. Проектировщики и строители не задумываются над тем, как человек в инвалидной коляске может преодолеть то или иное препятствие.


Капка – инвалид с детства. Когда она была маленькой девочкой, в Софии (Болгария) дети-инвалиды обучались в специальных школах, отдельно от других детей. Однако мама девочки отказалась отдавать своего ребенка в коррекционную школу. Она работала преподавателем болгарского языка и литературы  в одном из средних общеобразовательных учреждений города и устроила дочку в свою школу. Никаких поблажек Капке во время учебы не делали. Родители девочки были очень строгими. Госпожа Панайотова предупредила своих коллег, чтобы те относились к ее дочери так же, как и к другим детям, даже строже.  Папа и мама Капки хотели закалить в ней характер, силу духа.  С детства остался неприятный осадок от сознания того, как государство усугубляет положение людей с ограниченными возможностями и закрывает двери к возможностям. «Если бы не родители, я бы училась в коррекционной школе и вряд ли чего-то достигла в жизни», ‑ говорит она. Свое несогласие она направила в действенное русло.

Сегодня Капка успешная личность. Она выпускница Варшавского государственного университета, училась в университетах США и Японии, любит путешествовать. За текущий год это уже десятая поездка для нее. Капка достигла все этих высот, невзирая на инвалидность. «У меня это получилось только благодаря моим родителям, - рассказывает она. ‑ Не стране, не правительству, а именно родителям».


Еще одной темой «круглого стола» стал разговор о людях с ограниченными возможностями в Казани: о сложности инклюзии в образовании, трудоустройстве и передвижениях по городу. Социологический обзор по данной проблеме провела  директор Института сравнительных исследований модернизации общества и Центра ЕС Voices  КФУ Ирина  Кузнецова. О проблемах доступной среды для людей с особенностями умственного развития в РТ рассказала сотрудник Казанского государственного медицинского университета Ляля Мифтахова.

Источник информации: Диана Агапова, фото Инны Басыровой, Пресс-центр