10 декабря 2013
Проректор ВШЭ Сергей Ерофеев знает, что можно сделать для интернационализации общественных наук

Вчера, 9 декабря, в Казанском федеральном университете состоялась открытая лекция проректора НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Сергея Ерофеева на тему «Что еще можно сделать для интернационализации общественных наук в КФУ?»


Для справки. Сергей Ерофеев защитил кандидатскую диссертацию по социологии в Казанском университете, одновременно возглавляя в вузе созданный им Центр социологии культуры. Руководил многими проектами по развитию международных научных сетей, нового образования и социокультурных исследований. В 2003-2007 годы работал начальником Управления международных связей Казанского университета.


Значительную часть лекции Сергей Ерофеев уделил рассказу о годах, проведенных в нашем университете. Лектор вспомнил и своего коллегу ‑ проректора по международным связям Казанского университета в 1991-2002 годах Евгения Князева, трагически погибшего 17 ноября в казанской авиакатастрофе.

С ностальгией рассказывал Ерофеев о бурных и сложных 1990-х годах. «Тогда делалось очень много для развития социогуманитарных наук, ‑ заметил он, ‑ но эти успехи, в частности, в интернационализации, напрямую не ассоциировались с конкурентоспособностью и были весьма частичны».

По словам лектора, именно в то время удалось изменить содержание многих социогуманитарных курсов, и молодые преподаватели поняли, что существует глобальный мир науки, актуальные проблемы, методы, требующие изучения.

Главной проблемой конца 20 века были структурные ограничения: «Повысившие свою квалификацию люди во многом были ограничены определенными рамками, у них не было возможности роста, возможности занять позицию стороны, принимающей решения. Такая ситуация была по всей стране».

Но осознание необходимости изменений пришло. По мнению Ерофеева, итогом этого стало введение известной программы «5-100» по повышению конкурентоспособности российских вузов.

Говоря о Казанском университете, лектор отметил, что наш вуз никогда не отворачивался от возможности изменений в лучшую сторону. «У меня никогда не было сомнения, что именно Казанский университет получит особый статус федерального вуза, это было ожидаемо», ‑ удовлетворенно заметил оратор.

 

Свое выступление проректор НИУ ВШЭ разделил на несколько блоков, в которых попытался дать ответы на наиболее актуальные проблемные темы и вопросы, возникающие сегодня у обществоведов. Рассмотрим некоторые из них.

 

Что получат социогуманитарии от программы «5-100»?


«У меня больше вопросов, чем ответов в этой области», ‑ признался Ерофеев. Но выразил надежду на то, что в следующем году обсуждение и корректировка гуманитарного курса состоится. «Для того, чтобы это происходило, сами социологи, политологи, философы и историки должны занять более активную позицию и взаимодействовать с теми, кто ими руководит», ‑ подытожил выступающий.

 

«Scopus» не для гуманитариев!


Вкладывание денег в социогуманитарное направление для получения определенного количества научных статей через год, которые будут входить в базу данных «Scopus» и, кроме того, индексироваться ‑ абстрактное представление. Именно так считает Ерофеев. «Необходимо понимать специфику нашего гуманитарного блока, ‑ заметил он и привел пример из истории: ‑ Мы не участвовали в международном научном поле, когда страна жила за «железным занавесом». Наши физики, конечно, публиковались и в 1960-е, и в 1970-е годы, что же касается обществоведов, то это было совершенно невозможно, потому что науки были идеологизированы».

 

Наем ученых с международным именем как основа интернационализации социогуманитарного научного блока России


Лектор считает, что если подобная инициатива осуществится, то произойдут серьезные изменения. Возвращаясь к опыту Казанского университета, Ерофеев привел пример создания Института сравнительных исследований и модернизации обществ. По его мнению, «это важный шаг по пути обновления Казанского университета, который получил совершенно новые возможности в кадровом отношении». «Это та маленькая точка роста, в которой легче всего привлекать ученых международного класса», ‑ добавил выступающий.

Лектор привел в пример недавно запущенное в Уральском федеральном университете объявление на английском языке о поиске проректора, который бы отвечал за социогуманитарные науки. «Наверное, коллеги в Екатеринбурге серьезно задумались о том, что необходимо в корне пересмотреть подходы к управлению, ‑ предположил Ерофеев и тут же заметил: ‑ Я не говорю, что в КФУ необходимо что-то подобное предпринять, но осуществлять изменения в управлении социогуманитарным направлением ‑ необходимо, по крайней мере, не нужно ставить перед гуманитариями невыполнимых задач – выдавать определенное количество публикаций в базе данных «Scopus» в следующем году.

 

Конкуренция – основа движения вперед


Затронул Ерофеев и важную тему конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава в вузах. «Конкурсы не работают, ‑ высказал он свою точку зрения, ‑ существуют привилегии для своих. Это называется инбридингом или научным инцестом, когда новая кровь в университет не привносится. И сейчас вы видите, к чему привело то, что десятилетиями не привлекались кадры из вне».

Российские вузы, по мнению лектора, должны показать конкурентам, что историческая, социологическая, философская и другие обществоведческие школы в России самые сильные. «Гуманитарии должны постоянно ощущать горячее дыхание своих конкурентов внутри самой страны, ведь именно так происходит оценка эффективности», ‑ резюмировал Ерофеев.

 

Возможности реструктуризации и изменения в управлении социогуманитарных блоков вузов


Реструктуризация, по мнению лектора, может осуществляться просто так, а может ‑ по объективным причинам: в целях улучшения качества образования и научной деятельности. «В каждом конкретном случае можно сгруппировать имеющиеся ресурсы в области исторического, политологического, социологического знаний так, чтобы вывести наиболее сильные, перспективные начинания на передний план», ‑ высказал свою точку зрения Ерофеев.

 

В заключение лекции оратор выделил еще одну проблему. «Почему преподаватели-обществоведы ‑ различные с точки зрения производительности‑ одинаково получают? ‑ удивился он и сам же предложил: – А может, необходимо направить деньги на то, чтобы поддержать тех, кто уже завтра сможет принести что-то действительно важное и ценное?»

 

Добавим, оратор имел успех. Актуальная тема лекции вызвала интерес и массу вопросов у присутствующих на ней представителей социогуманитарного блока университета.

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Инны Басыровой, Пресс-центр