29 ноября 2013
"Студенты КФУ - позитивные, любопытные, мотивированные, отлично подготовленные, с ними очень приятно работать"

Доцент университета Латвии Алина Васильева, приехавшая в КФУ по программе Erasmus Mundus Action II, в интервью пресс-центру рассказала о своей научной деятельности, перспективах сотрудничества с Казанским университетом, впечатлениях о студентах, системе организации научной работы в своем вузе и многом другом.

 


Для справки.

Программа Erasmus Mundus Action II финансируется из средств Европейского Союза и включает в себя три сетевых проекта мобильности:  Triple I (2011) , AURORA Towards Modern and Innovative Higher Education (2012) и AURORA II (2013).

За четыре года участия Казанского университета в проектах Erasmus Mundus  60 студентов и сотрудников вуза выезжали на стажировку и работу за рубеж, а КФУ принял у себя 17 европейских коллег и студентов. По результатам последнего конкурсного отбора, который прошел в этом году, трое ученых зарубежных вузов приехали в наш университет. Среди них преподаватель университета Латвии Алина Васильева.


Алину я встретила в холле главного здания Казанского университета. Молодая девушка, которую я приняла за студентку старших курсов, оказалась доцентом известного европейского университета. В кабинете, предоставленном ей Высшей школы информационных технологий и информационных систем, царила уютная обстановка, которая располагала к беседе.

- Алина, насколько я знаю, в рамках программы у вас был выбор. Вы могли поехать в любой понравившийся российский университет из предоставленного списка. Почему КФУ?

- Да, выбор был, но вариантов для меня, именно по моей тематике было не так много. Все началось с того, что нас проинформировали о программе. Она не была единственная, можно было поехать и в Европу, но меня очень заинтересовала именно Россия. Все-таки я русская… Мне было очень интересно и важно окунуться в русскоговорящую среду. В проекте было на выбор несколько университетов. Москва и Питер как-то сразу не привлекли. Я там была, и мне хотелось куда-нибудь дальше. Я стала заходить на сайты университетов в Иркутске, Петрозаводске, Калининграде, Казани. Но только на сайте КФУ я заметила интересующее меня научно-образовательное подразделение. Высшая школа ИТИС – это мой профиль. Уже по веб-страничке было видно, что здесь бурлит жизнь, происходит много чего интересного, новая структура, поэтому выбор свой я сделала сразу.

- Не пожалели?

- Нет, нисколько! Впечатления просто замечательные. Я участвовала в мероприятиях, которые полезны для меня во всех отношениях. Для меня было важно посмотреть на то, как здесь все организовано, чем образовательный и научный процессы отличаются от Латвийского университета. Ведь различия есть и их много.

- Вы, наверное, уже заметили, что Высшая школа ИТИС КФУ исключительно практико-ориентированное подразделение. Как с этим в Латвийском университете?

- Да, заметила. Здесь очень большая динамика, ориентация студентов на практику. У нас тоже возникла мысль организовать нечто подобное. Мы хотели посмотреть, как может выглядеть подобное подразделение именно на примере вашего университета, который имеет большую историю, множество знаменитых выпускников, ученых. У нас же акцент делается на фундаментальные исследования, изменения уже происходят, но все же сильного упора на практику нет.  Я стараюсь сделать свой курс более практическим, ставлю студентов в условия, с которыми они могут столкнуться в жизни, они зачастую объединяются в команды, разрабатывают проекты.

- Какие еще есть различия?

- Структура организации в наших университетах очень похожа, существует какая-то общая схема: разделение на группы, лаборатории. Когда я разговаривала со студентами, то заметила существенное различие. У нас вся программа делится на большие части: первая – обязательная для всех,  вторая и третья – по выбору, студент может выбрать сам из множества предметов именно то, что ему нравится. У вас схема не столь гибкая, по словам студентов, они изучают те предметы, которые им назначили. Еще мне понравилась у вас интересная тенденция: преподаватель полностью посвящает себя университету, читает не по одной, две лекции в неделю. Побольше бы таких людей, они требуются везде.

- Известно, что преподаватели по программе Erasmus Mundus Action II могут читать лекции студентам принимающей стороны или заниматься исследовательской деятельностью. Чем вы занимались в Казанском университете?

- И тем, и другим. У меня был достаточно плотный график занятий, по три пары в неделю. За неполный месяц я провела десять занятий со студентами, это, наверное, самое основное направление. Помимо этого мы с учеными из ИТИС проводили научные исследования и задумали реализовать научный проект.

- Расскажите подробнее о совместном проекте.

- Я занимаюсь разработкой информационных систем, в частности, высоконагруженных систем, которые могут переработать огромное количество данных, обслуживать огромное количество пользователей и, соответственно, связанные с этим технологии: распределенные системы. Big Data (обработка больших объемов данных), Cloud computing (облачные вычисления). В КФУ мы задумали  интересный проект, связанный с компьютерной лингвистикой. Мы хотим попытаться распознать эмоции в тексте, имея комментарии пользователей в Интернете, проанализировать их эмоциональную составляющую и тем самым понять общее настроение: негатив, позитив.

- А какой курс вы преподавали нашим студентам?

- Это веб-разработка на Java. Мы определили его совместно с директором ВШ ИТИС, это достаточно сложная тематика. В Латвийском университете я этот курс читаю магистрам. Круг студентов КФУ, которые слушали его – небольшой, но их уровень – высокий, я могу сказать, что они в чем-то даже превосходят магистров из нашего Латвийского университета. Я давала вашим студентам те же заданию, которые обычно даю своим магистрам, и ребята их успешно выполнили. Они очень позитивные, интересуются, задают вопросы. Постоянно сидят в лаборатории со мной, пытаются что-то сделать, проявляют инициативу, у них есть мотивация. Я также читала публичную лекцию для более широкого круга. Мне понравились ваши студенты, да!

- Каковы планы по дальнейшему сотрудничеству с КФУ?

- Мы, безусловно, хотим продолжать сотрудничать: выбрали четкое направление  по которому запланировали совместную публикацию, возможно, выпустим совместный продукт, который внедрим в реальную среду. В наших университетах есть группы по компьютерной лингвистике, семантическому поиску. Они могут взаимодействовать. Когда я приеду, то обязательно встречусь с коллегами  из этих научных групп и расскажу, чем занимаются здесь, думаю, что сотрудничать будем сразу по нескольким направлениям.

- Сотрудничает ли ваше подразделение с российскими вузами?

- Насколько я знаю, активно – нет. Какие-то контакты поддерживаются, у нас одна из самых мощных групп по квантовым алгоритмам. Коллеги приезжали в КФУ в прошлом году во главе с профессором Амбайнисом. Мой руководитель профессор Фрейвалс тоже ездит по России. Но у меня сложилось впечатление, что ориентир у нашего университета все-таки больше на Европу.

- Планируете еще раз приехать к нам?

- Возможно, через какое-то время. Теперь мы ждем ваших сотрудников к себе.

‑ Спасибо вам за интервью, Алина, желаю успехов!


Помощник директора ВШ ИТИС КФУ Лейсан Ахметзянова рассказала, какие мероприятия проводились во время пребывания профессора у нас в университете и какие впечатление от лекций получили студенты высшей школы:

Алина Васильева прочитала ряд открытых лекций по разработке проекта Одноклассники.ру.,  она была  нам интересна, прежде всего как практический программист и действующий сотрудник Однаклассники.ру. Нашим студентам были интересны ее лекции, они активно задавали вопросы.

Алина также приняла участие в различных мероприятиях: открытые лекции с американскими профессорами, форум IT-технологий в IT-парке, Кроме того, было организовано отдельное выступление с компанией Mail.ru, наши студенты отметили, что доклад Алины Васильевой  был один из самых интересных. Еще мы провели IT-посиделки, которые прошли для начинающих компаний в бизнес-инкубаторе. Одна из самых сильных наших международных лабораторией по семантическому поиску планирует развивать сотрудничества с Латвийским университетом.

Заместитель директора Департамента внешних связей КФУ, координатор проекта в Казанском университете Ольга Вершинина:

Если говорить о мобильности преподавателей в рамках проектов AURORA и Triple I - поток мобильности в силу объективных причин, в частности условий программы Erasmus Mundus,  направлен из России в  европейские вузы, только 25% мобильности осуществляется из университетов ЕС в российские вузы-партнеры.

Мы ежегодно принимаем в рамках этого проекта 2-5 иностранных студентов и магистрантов, но преподавателей у нас не было уже давно. Мобильность Алины Васильевой  явлется хорошим примером того, ради чего подобные проекты реализуются: установлены новые прочные связи, намечена траектория совместной научной работы, внесен позитивной опыт в образовательный процесс КФУ, студенты получили новые знания в несколько новом для них формате, что собственно мотивирует их интерес к учебе.

Главное сейчас, чтобы намеченные планы были реализованы, и, на мой взгляд, у сотрудников Казанского университета есть все возможности для этого.

 

Источник информации: Наталья Дорошкевич, Пресс-центр