В Казанском университете проходит международная научно-образовательная конференция "Гуманизм и современность". Среди ее участников – президент Ассоциации философов Юго-Восточной Европы, доктор философских наук, профессор Иван Калчев, любезно согласившийся дать интервью для портала КФУ.
Интервью началось на лестнице института. Я буквально поймала его на выходе из аудитории, где у него закончилась одна лекция, и он торопился на другую. «Даже чаю не успеваю выпить», – улыбаясь, сказал профессор. Но на мои вопросы ответить успел, на великолепном русском, кстати сказать.
– Не устали? Столько лекций сразу, а вы ведь только прилетели.
– Что вы! Я люблю работать. Можно сказать, что я соскучился по студентам. У нас в Софии сейчас ситуация такова, что у меня нет возможности преподавать. С 1 сентября здание университета захватила «активная молодежь». И никого – ни студентов, ни преподавателей не пускают внутрь.
– И полиция ничего не может сделать?
– Полиция не имеет права заходить на территорию университета по Закону университета. Если только на территории не будет совершаться криминальное преступление. А то, что сейчас происходит, не считается преступлением. Это считается студенческой акцией. Революцией (смеется).
– А чего же ваши новоявленные революционеры требуют?
– Отставки правительства, конечно. Около 100 студентов закрыли все двери здания изнутри цепями и ввели «строгий пропускной режим». Я хотел зайти в свой кабинет, забрать личные вещи – так меня не пустили. Настоящие оккупанты! Протестующие студенты заявили, что оккупация продолжится до немедленного роспуска 42-го Народного собрания Болгарии и назначения новых парламентских выборов.
– А в случае, если их требования не будут выполнены?
– Они заявили, что не покинут университет. Конечно, руководство университета призывает к порядку. Ректорат опубликовал декларацию, в которой говорится, что оккупация – крайняя форма протеста и так нарушаются права студентов. Но ничего не изменилось. А ведь захвачен государственный университет! И университете материальные активы. А что там делают студенты ночью? Мы ведь не знаем ничего. Может быть, там уже все разбито, разломано.
– Вы читали лекции студентам Казанского университета. Отличаются они от болгарских студентов? И каким должен быть, на ваш взгляд, идеальный студент?
–Может быть, уместным был бы ответ: «Идеальный студент тот, кто много и вдумчиво читает». Но это шаблонный ответ. Мне же больше нравятся студенты, которые стремятся думать самостоятельно. Это такой некий, отличный от большинства, вид студентов. Это думающие студенты.
– Есть еще такие?
– Находятся (улыбается). Реже, что обидно. Но тут есть парадокс. В своей преподавательской деятельности я заметил, что думающие студенты немного ленивые. И поскольку они не читают много, они компенсируют это воображением.
–– В контексте сказанного вами, тема проходящей сейчас в Казани международной конференции – «Гуманизм и современность» – приобретает дополнительное звучание: кажется, что гуманизму в нашей жизни все меньше места, а радикализму – все больше. Ученые–философы могут как-то повлиять на такого рода тревожные тенденции в развитии общества? Может, вам имеет смысл «выходить», как говорится, на правительство, доносить до них итоги философского осмысления действительности?
– Беда наша в том, что сейчас философы живут в замкнутом пространстве. Надо расширять круг, больше общаться. Не замыкаться на своих проблемах.
– Этот упрек вы относите и к себе?
– Я не молчу. Я, как могу, борюсь с несправедливостью. (В основном, Калчев защищает тех, кто отвергнут официальными властями и международным сообществом. В числе его «подзащитных» был и Саддам Хусейн, – прим. автора).
– Противопоставить себя обществу сможет не каждый. Вы всегда были таким смелым, с детских лет?
– Вот этого я уже и не помню. Но вот помню, что захотел стать ученым, когда у меня появилась тяга к неизведанному, до конца не изученному.
– Вы в 2003 году говорили, что философия, как наука, себя изжила. Сегодня тоже так считаете?
– Все зависит от интерпретации. Да, конечно, ведутся исследования, издаются научные труды. Но развитие философии замедлилось. И особенно это заметно в преподавании. У нас в Болгарии сейчас преподавание философских дисциплин на уровне среднего образования лучше, чем в вузах. Все до единого школьники изучают этику, логику, эстетику и даже историю философии.
А вот философию в институтах теперь преподают только на философских факультетах. В других университетах, на других факультетах – нет. А у нас по всей Болгарии есть только 2 философских факультета – наш в Софийском университете имени Святого Климента Охридского (который сейчас оккупирован) и факультет в городе Преслав.
– Вы знакомы с трудами многих ваших коллег. Можно ли разглядеть среди живущих философов звезду? Я не говорю о таком масштабе, как Кант, Ницше, Шопенгауэр. Но есть ли те, кто сможет повести за собой?
– К сожалению, почти все авторитетные наши философы совсем недавно умерли. Один за другим ушли из жизни Артур Данто, Григорий Померанц и Роже Гароди. Прямо мор философов какой-то. Грустно об этом говорить. У нас были очень известные философы. Но, к сожалению, сейчас нет ярких имен. Остались моего возраста. Нам за 60, но мы еще преподаем (смеется). К тому же подрастает молодое поколение.
– Верите, что могут там появиться яркие имена?
– Но это зависит даже не от молодых. Это зависит от тех, кто их будет оценивать. Кто вынесет вердикт: «Этот будет звездой, а этот – нет». Есть хорошие, талантливые аналитики-философы. Но, знаете, раньше имена философов были известны во всем мире. А теперь мы как будто закрыты от общества. Между философами и обществом как будто стена выросла. Вы, наверное, уже и не знаете, но в 1973 году в Варне состоялся Всемирный философский конгресс. Это тогда имело огромное значение для Болгарии. Ведь это был первый мировой конгресс по философии, который прошел в социалистической стране. Болгария тогда опередила Советский Союз. И только через 20 лет, в 1993 году, международный философский конгресс состоялся в Москве. Долгое время болгарский философ был президентом Федерации философских общин. Хороших философов было много, и они имели международную известность. Сейчас ситуация такова, что каждый философ, будь то преподаватель или исследователь, находится, как будто в замкнутом пространстве. К тому же есть и финансовые причины – ученые не могут много ездить, участвовать в международных конференциях. Да и публиковаться в мировых журналах сейчас непросто. Но мы не сдаемся (улыбается). Я на последнем международном конгрессе в Афинах в августе в этом году был избран (уже в третий раз) членом бюро директоров международной федерации философского общества. В эту федерацию входят больше 100 национальных философских обществ. (Российское философское общество тоже входит в нее, – прим.автора). И я стремлюсь выполнить главную задачу, которую поставил перед собой: привлечь как можно больше ученых, найти новые имена и дать им возможность приехать и выступить на международном конгрессе.
– От какого своего наследства вы бы отказались?
–У меня нет наследства (смеется). Видимо, потому, что ничего практического я не умею делать: я не умею водить машину, не умею ремонтировать технику, не могу работать с компьютером. Но могу сказать, не задумываясь: если бы я мог еще один раз родиться, я снова бы занимался философией.
Биография
Родился 15 июля 1945 года в селе Бърдарски геран. Окончил среднюю школу в городе Бяла Слатина, а с 1965 по 1969 год был студентом философии в Софийском университете «Св. Климента Охридского» . Два года работал над докторской диссертацией. В 1972 году начал преподавательскую деятельность. С 1993 года является профессором. С 1996 года Калчев – председатель Болгарской философской ассоциации и член Генеральной ассамблеи Международной федерации философского общества. Он является членом консультативного совета Американского биографического института, который в 1999 году избрал его «Человеком года». Автор многочисленных научных публикаций и книг, в том числе, популярные в 80-х и 90-х «Этюды для смерти» и другие. В 1992 году он основал и возглавлял Центр по изучению прямой демократии. Читает лекции на трех факультетах университета Софии. Основатель и председатель партии «Союза свободных демократов». В свое время это был «легитимистом» и открыто просил монархии в стране. Также, когда все были против Саддама Хусейна, Калчев выступал в его защиту. Он выступает в пользу признания македонского меньшинства в Болгарии. Почетный доктор Университета Скопье.