11 ноября 2013
Малый ИФМК – школа будущего педагога-филолога

Перестройка социально-экономической жизни в стране, да и, в целом, в мире повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость вхождения молодого учителя в образовательную среду. Известно, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный учитель как профессионал, останется ли он в образовании или найдет себя в другой сфере деятельности. Чтобы дать возможность раскрыть индивидуальные педагогические способности, сформировать потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, а также развивать свой творческий потенциал, для будущих педагогов, а в настоящее время студентов отделения русской и зарубежной филологии имени Л.Толстого ИФМК КФУ, была предложена учебная площадка: Малый ИФМК, где будущие учителя-филологи «пробуют свои силы» – отрабатывают учебную педагогическую практику. 

Немного хроники. В 2012-2013 учебном году студентам 5 курса нашего отделения Гайнуллиной У., Давлиеву И., Ермолаевой К., Хазиевой И. и Фасхутдиновой Г. было предложено пройти педагогическую практику на факультете иностранных языков Малого ИФМК, в котором занимаются учащиеся 7-11 классов школ города Казани и РТ.

За время педагогической практики студенты провели большую работу: посещали и анализировали занятия и внеклассные мероприятия по иностранному языку; провели 40 занятий; разработали и провели итоговый тест; составили психологические портреты групп учащихся. Необходимо отметить достаточно высокий уровень проведения занятий и интересные формы работы, предложенные студентами-практикантами: ролевые игры, видео-уроки, викторины, тесты и др. Были организованы и воспитательные мероприятия: экскурсия в Музей педагогического образования; встреча со студентами из США; празднование «Halloween» и др.

 

В новом 2013-2014 учебном году формат работы был расширен. К нам подключились студенты 2-3 курсов отделения русской и зарубежной филологии имени Л. Толстого ИФМК КФУ (кураторы проекта – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования А.Абдрафикова, старший преподаватель кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Т.Пименова, кандидат филологических наук, доцент кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Н.Мингазова), которые в рамках учебной программы активно посещают занятия на факультете иностранных языков Малого ИФМК с последующим описанием-анализом проводимых занятий. А студенты выпускного 5-го курса Культева К. и Валидова Д. проводят практические занятия со школьниками. Каждый четверг со звонком в 16.10 двери аудиторий распахиваются, и «студенты» Малого ИФМК спешат занять места, чтобы начать слушать свои первые лекции. А ждут их каждый раз новые и занимательные темы: «Здравствуйте, мистер Герундий!», «Где Вы живете, господин Вопрос с хвостиком? ... Или структура вопросительного предложения», «Насколько туманен туманный Альбион?», «Подружимся с английским артиклем!» и др.

 

Студенты-практиканты ясно представляют цели и задачи, поставленные перед Малым ИФМК – налаживание тесных и конструктивных связей между школой и вузом, индивидуальная работа со школьниками в различных областях науки и стремление помочь им с выбором будущей специальности и профессии. Вот почему занятия, проводимые ими, отличаются интересными педагогическими находками, неожиданными формами работы и даже формулировками тем и самих занятий. 

Именно с этой целью – оказание помощи будущим учителям в их профессиональной подготовке – мы пошли на этот эксперимент, и надо сказать, он удался! Задачи, которые были поставлены:

- формировать у будущих учителей потребность в непрерывном образовании;
- способствовать формированию у будущего педагога индивидуального стиля творческой деятельности;

- помогать учителю-студенту, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
- создавать условия для успешного личностного и профессионального развития педагога

были успешно реализованы, если судить по ответам анкет, которые были предложены студентам:

Культева Карина, студентка 5 курса ОРЗФ им. Л.Толстого:

«Нам удалось: анализировать уроки; систематизировать свои знания по теории преподавания ИЯ; познакомиться с приемами стимулирования детской активности». 

Валидова Диана, студентка 5 курса ОРЗФ им. Л.Толстого:

«А также: попробовать использовать различные формы занятий: традиционные и нетрадиционные; использовать в своей работе современные образовательные технологии; рационально использовать в своей работе наглядность». 

Студенты 2 курса ОРЗФ им. Л.Толстого:

«Мы увидели искусство передавать знания в доступной форме, когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации. Были восхищены умением в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку». 

Студенты 3 курса ОРЗФ им. Л.Толстого:

«Правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания: способность распределять внимание; умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой; умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым; умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение».