31 октября 2013
Рамиль Хайрутдинов принял участие в расширенном заседании совета Российского исторического общества

В среду, 30 октября, под председательством Сергея Нарышкина в Российской академии наук состоялось расширенное заседание совета Российского исторического общества (РИО). На нем были подведены итоги работы над концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Открывая заседание, президент РАН Владимир Фортов подчеркнул значимость работы РИО по выработке единых подходов к преподаванию истории.

Председатель Госдумы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин напомнил, что в рабочую группу по подготовке концепции вошли ученые, эксперты, преподаватели школ и вузов. Проект прошел широкое общественное обсуждение.

«Дискуссия показала: российское общество готово обсуждать самые сложные и противоречивые вопросы, - сказал он. - Удалось выйти на согласованные формулировки по множеству сложных тем отечественной истории. Концепция стала продуктом общественного согласия».

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, напомнив основные этапы общественного обсуждения концепции, подчеркнул, что оно было максимально открытым. За четыре месяца в адрес авторов проекта поступило более тысячи отзывов и предложений. «Знаменательно, что мы утверждаем документ в канун Дня народного единства», - отметил он.

Министр культуры Владимир Мединский констатировал, что в концепцию единого учебника истории включен историко-культурный стандарт. Важнейшей задачей массового исторического образования министр назвал формирование патриотизма и гражданственности.

По словам директора Института всеобщей истории, руководителя рабочей группы Александра Чубарьяна, разработчики концепции исходили из того, что история не бывает черно-белой, а состоит из разных тонов, полутонов и оттенков. Необходимо представить весь спектр исторических событий, включающий не только победы и достижения, но и трагические страницы.

Он отметил, что при разработке концепции активное участие приняли татарстанские ученые и в окончательном проекте документа были максимально учтены принципиальные замечания и предложения, высказанные казанскими историками. Совместными усилиями был преодолен целый ряд исторических стереотипов, связанных с освещением важнейших событий и явлений отечественной истории. Так в частности в тексте концепции термин «татаро-монгольское иго» был заменен на «систему зависимости русских земель от ордынских ханов, т.н. «ордынское иго».

А.Чубарьян сообщил, что серьезную дискуссию вызвала история XX века. Компромиссом стало предложение назвать период 1917-1921 годов «Великой российской революцией 1917 года». Характеризуя 30-е годы прошлого века, эксперты ушли от понятия «сталинский социализм», назвав события указанного периода «советским вариантом модернизации».

Но самую большую сложность вызвало последнее двадцатилетие. «В обществе до сих пор нет согласия в оценке этого периода. Мы указали все события, которые были. Написали и про «шоковую терапию», и про методы приватизации, и про то, к чему это привело», - сказал академик. Теперь, по словам А.Чубарьяна, необходимо «заняться всеобщей историей», чтобы синхронизировать российские события с процессами, которые происходили в других странах. Другой важной проблемой для историков остается присоединение национальных территорий, их вхождение в состав Российской империи и Советского Союза.

Член рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, директор ИМОИиВ КФУ Рамиль Хайрутдинов в своем выступлении подчеркнул, что благодаря конструктивному диалогу внутри научного сообщества, между историками ведущих академических институтов РАН и учеными региональных научных центров, представляющих национальные исторические школы удалось сблизить позиции по целому ряду концептуальных проблем отечественной истории, начать отход от застарелых идеологических стереотипов. Р.Хайрутдинов от имени татарстанских ученых поблагодарил Совет РИО за решение в числе первых в стране открыть Казанское отделение РИО, которое становится площадкой для консолидации усилий татарстанских ученых и, в целом поволжских историков, в реализации масштабных гуманитарных проектов.

Заместитель Председателя Госдумы, президент Российского общества «Знание» Людмила Швецова подчеркнула, что учебник истории должен стать для учащихся своего рода навигатором, нацеливающим на дальнейшее саморазвитие, а результатом преподавания истории должна стать любовь к России. «Это будет любовь, основанная на знании наших побед, достижений и жертв», - сказала она.

Председатель московской межрегиональной ассоциации учителей истории, учитель школы №1741 Павел Панкин указал на необходимость подготовить учителей и родителей к восприятию новой концепции.

Завершая обсуждение, С.Нарышкин отметил: «В любом демократическом обществе всегда есть дискуссия вокруг различных процессов, событий, явлений. Никогда представления людей об истории не будут монолитными». И подготовленная концепция не ставит точку в этой дискуссии. Коснувшись темы предстоящего конкурса на подготовку линейки учебников и методических материалов, С.Нарышкин подчеркнул, что конкурс должен быть таким же открытым и прозрачным, как состоявшееся обсуждение концепции.

Совет Российского исторического общества единогласно утвердил концепцию учебно-методического комплекса по отечественной истории и 31 октября документ будет направлен Президенту РФ Владимиру Путину.

По окончании встречи были подписаны соглашения о сотрудничестве между Российским историческим обществом, обществом «Знание» и «Российским гуманитарным научным фондом».

Проект концепции размещен на сайте РИО: http://rushistory.org/wp-content/uploads/2013/10/2013.10.21-Концепция.pdf