30 октября 2013
Полевые дневники с родины Тамерлана

Под руководством профессора кафедры археологии и этнологии Т. А. Титовой была проведена экспедиция по изучению татарской диаспоры Узбекистана, поддержанная РГНФ. Проект стал продолжением большого исследования, посвященному состоянию татарского сообщества постсоветского пространства. Если предыдущая экспедиция была организована в Северный Казахстан, то в этот раз в поле зрения ученых вошли такие крупные центры, в которых сосредоточены этнокультурные организации татар, как Ташкент, Бухара, Хива и Самарканд. По материалам проведенного исследования, основными методами для которого стали интервью, наблюдение, анализ письменных источников, будут определены основные тенденции в развитии одной из татарских диаспор Средней Азии, выделены этнокультурные запросы и степень их удовлетворенности, актуализация национальной идентичности и формы ее выражения. Кроме того, предполагается отметить ключевые процессы в динамике татарского населения Узбекистана и демографический прогноз.

В историю этих территорий  имена татарских купцов, промышленников, просветителей начали входить еще в XIX веке. Следующие большие волны миграции пришлись на советский период. Несмотря на то, что с начала 1990-х гг. происходил значительный отток населения, и по сегодняшний день в июне один за другим отмечается Сабантуй в крупных городах, развиты сети взаимоподдержки и сотрудничества, продолжают воспроизводиться основные составляющие ритуалов жизненного цикла (обряды, связанные с рождением ребенка, свадьба, похороны). Близость тюркских языков на фоне развитости владения фарси и русским языком, культура ислама, восточный колорит – все эти особенности складываются в единую мозаику этнокультурного разнообразия Узбекистана. Посетить места, по которым пролегал Великий Шелковый путь, своими глазами увидеть пустыни и завораживающие своей песчаной органичностью Джизакские горы и хребты, где-то далеко складывающиеся в линии Памира на географической карте, ощутить и понять, что такое восточное гостеприимство – все это удалось нам за время экспедиции. Понимать, по каким принципам организуется застолье, как правильно расположиться на топчане и чем отличаются дастарханы в разных частях страны, как правильно здороваться и, что не менее важно, как умело торговаться, чем отличается шашлык в каждом городе, как организовать беседу  – всем этим премудростям нас незаметно обучали наши информанты, которые очень скоро становились нашими большими друзьями.

 Наблюдение, самый важный инструмент этнографа, давало нам материалы для последующего анализа  на базарах и на площадях, у мечетей и усыпальниц. Нам необыкновенно повезло, что удалось увидеть празднование Курбан-Байрама в Узбекистане, увидеть женщин и девушек в праздничных национальных костюмах и головных уборах, побывать на торжественных собраниях и у местных святынь, важных составляющих сакральной мусульманской географии: мавзолей Бахауддина Накшбанди, комплекс Шахи-Зинда, мавзолей Гур-Эмир, мечеть Биби-Ханым. Бирюза мечетей, сливающаяся с ультрамарином небес, солнечный цвет и громадная луна, нависающая над пустыней, теплота приема и радушие местного населения – все эти впечатления мы привезли с собой в осеннюю Казань.