18 октября 2013
Профессор Д.М.Усманова приняла участие в международном семинаре "Фотография и визуальные структуры в истории царской России и Советского Союза"

2 – 4 октября 2013 года в Германском историческом институте г. Москвы прошел международный семинар «Фотография и визуальные структуры в истории царской России и Советского Союза», организованный совместно с междисциплинарной исследовательской программой 923 университета Тюбингена «Порядок под угрозой». Организаторами семинара выступили д-р Изабель де Кегель (ун-т Констанца), Катя Бруиш (Москва, ГИИМ), д-р Андреас Реннер (Тюбинген) и д-р Катарина Кухер (Тюбинген). В российской научной практике конференции по визуалистике чрезвычайно редки, а конференция по истории фотографии, имеющей непосредственное отношение к истории России, проводится практически впервые. С конца XIX века фотография превратилась в важнейшее изобразительное средство, позволяющее воссоздавать окружающую действительность. Исследователей,  собравшихся на данном семинаре, интересуют такие проблемы, как характер отражения в фотографиях зафиксированных общественных структур (экономическая действительность, политические институты, повседневная семейная жизнь и пр.), медийный характер фотоизображений, процесс создания и особенности восприятия фотографий. Именно эти темы и легли в основу 17 докладов, заслушанных и обсужденных на конференции. Работа семинара была оформлена в виде заседаний нескольких секций («Визуализация империи», «Фотография как социальная практика: создание визуальных структур», «Визуализация структур и перемен», «Визуальные дискурсы о других и врагах: представления о войне», «Вызов устоявшемуся порядку: фотография вне официального дискурса»), а также заключительной дискуссии. Казанский университет был представлен профессором Института международных отношений Дилярой Миркасымовной Усмановой, выступившей на тему «Фотографы в Думе: визуализация политической жизни в позднеимперской России». Помимо традиционных докладов и дискуссий, важную часть конференции стала экскурсия в Красногорск и  знакомство с фондами и условиями работы Центрального архива кинофотодокументов, позволившей исследователям фотографии заглянуть в «святая святых»: туда, где хранятся многочисленные бесценные визуальные свидетельства прошлого.