11 октября 2013
Иранскую фаянсовую чашу XII века вернули в Археологический музей КФУ после реставрации

Представление уникального экспоната и ярчайшего образца иранского керамического искусства состоялось сегодня, 11 октября, в Центре «Эрмитаж-Казань» Казанского Кремля.

В мероприятии приняли участие директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, заведующая отделом реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Татьяна Баранова, директор музея заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, проректор по внешним связям КФУ Линар Латыпов и директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов. Свидетелями знаменательного события стали студенты КФУ.

Непроста и удивительна судьба этого памятника искусства. Столетия предмет пролежал под землей и только в 1978 году был найден при раскопках Билярского городища. 22 фрагмента чаши были собраны в единое целое Геннадием Фроловым, его работа была названа «полевой реставрацией». Более 30 лет экспонат был частью Археологического музея Казанского университета, и только в прошлом году было решено дать чаше вторую жизнь.

В 2011 году в Центре «Эрмитаж-Казань» в рамках первого регионального этапа совместной программы Государственного Эрмитажа и компании «Кока-Кола» «Сохраним культурное наследие вместе» состоялся мастер-класс художника-реставратора отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Татьяны Шлыковой. На завершающем этапе мероприятия было составлено реставрационное задание на избранный памятник из музейного фонда Республики Татарстан – фаянсовой чаши из собрания Археологического музея КФУ, для восстановления которой компания «Кока-Кола» выделила дополнительный грант в размере 300 тысяч рублей.

В течение семи месяцев старинный предмет прошел полную повторную реставрацию, до и в процессе которой велось тщательное его исследование.

«Чаша была расчищена, демонтирована, разобрана на фрагменты, затем склеена заново, были заменены старые восполнения, ‑ рассказывает художник-реставратор отдела реставрации и консервации по материалам керамика и фарфор Государственного Эрмитажа Наталья Большакова. ‑ Чаша уникальна, такой больше нет. Экспонат состоит из материала кашин, это очень пористая керамическая хрупкая масса».

Большакова рассказала также и о самом «ювелирном процессе». Керамика, по ее словам, поглощает с почвенными водами соли, которые разрушают керамическую массу. Поэтому первое, что было сделано, – анализ на наличие хлористых солей. Далее должен происходить процесс «высаливания» с ежедневной сменой воды. Соли в чаше присутствовали, но наличие хрупкой уязвимой глазури в ее составе, которую нельзя мочить, сделали процесс реставрации еще более сложным. «Нашей целью было сохранить подлинный цвет этой глазури, так как она уникальна», ‑ говорит художник.

В результате кропотливой и напряженной работы экспонат приобрел достойный экспозиционный вид и теперь может быть представлен широкой публике в зале Археологического музея.

Внешний вид чаши поражает воображение, она декорирована 14 фестонами (декоративный элемент) с неповторяющимися женскими лицами в высоких головных уборах (коронах) с парными изображениями птиц на них (лебеди, гуси, голуби, соколы, утки, куропатки). «О том, что это значит, еще предстоит дискутировать и обсуждать. Это традиции изображения символики, которую можно по-разному трактовать», ‑ говорит  о декоре предмета Михаил Пиотровский.

На этом особенности чаши не заканчиваются. Ее низ декорирован растительным орнаментом. Фестоны украшены сквозными отверстиями, залитыми глазурью и пропускающими свет, так что на просвет чаша выглядит светящейся, полупрозрачной. «Это эстетически необыкновенно красиво!» ‑ констатирует сам Михаил Пиотровский.

Но почему на боках чаши расположены синие пятнышки?  «Считается, что это делается из смирения и скромности художника, ‑ поясняет директор Государственного Эрмитажа, ‑ когда он делает что-то абсолютно совершенное, то добавляет пятнышки, ведь совершенного ничего не бывает. Мы имеем в руках шедевр искусства двенадцатого века, это часть городского быта Золотой Орды, о котором мы писали книги, делали выставки».

Проректор по внешним связям КФУ Линар Латыпов обратился в своей речи к представителям Государственного Эрмитажа: «Я благодарю вас за то, что реанимировали этот бесценный предмет для исследователей Казанского университета. Каждая вещь, каждый предмет имеет свою судьбу, а эта чаша – предмет отдельного востоковедческого и исторического исследования».

«Мне хотелось бы подчеркнуть и нашу ответственность, ответственность Казанского университета, ‑ продолжил развивать предыдущую мысль Рамиль Хайрутдинов. ‑  Благодаря таким событиям мы скорее решим задачу по воссозданию нашего замечательного Археологического музея, в составе которого блестящие предметы мирового, европейского значения».

Выражая благодарность Археологическому музею, Михаил Пиотровский затронул тему дальнейшего сотрудничества между КФУ и Государственным Эрмитажем: «Это важнейший шаг по развитию нашего сотрудничества с Казанским федеральным университетом, сегодня мы встречались с ректором и обсуждали перспективы взаимодействия».

Источник информации: Наталья Дорошкевич, Пресс-центр КФУ