07 октября 2013
Завкафедрой татароведения И.А.Гилязов вернулся из научной командировки в Германию.

С 18 по 28 сентября заведующий кафедрой татароведения профессор И.А.Гилязов находился в научной командировке в Германии. Поездка эта оказалась довольно насыщенной и исключительно интересной. Она оказалась возможной благодаря приглашению и поддержке Института кавказоведческих, татарских и  туркестанских исследований (Institut for Caucasica-, Tatarica and Turcestan Studies – ICATAT,  http://icatat.wordpress.com/about/). Это небольшое, но в последнее время весьма активно работающее в научно-исследовательской сфере учреждение, возникло в 2005 г. на базе рабочей группы в Свободном университете Берлина. Сегодня оно имеет два отделения – в Берлине и Магдебурге и носит больше сетевой характер.

Первое из мероприятий, в котором он принял участие, происходило в стенах Федеральной академии политики безопасности – Die Bundesakademie für Sicherheitspolitik (BAKS,  http://www.baks.bund.de/ ) Академия, созданная в 1992 г., является учреждением дополнительного образования, находящимся под крылом Министерства иностранных дел и Министерства обороны Германии. Она имеет задачу переподготовки и дальнейшего образования кадров различного уровня  именно в сфере политики безопасности, что включает в себя распространение знаний и дополнительной информации в военной, дипломатической, экономической, экологической и политической сферах.

Наиболее эффективной частью работы Академии считаются ежегодные шестимесячные Семинары по политике безопасности. Кроме того, здесь проводятся специальные тематические лекции по различным актуальным вопросам.

19 сентября в стенах Академии прошло заседание, организованное для всех желающих, на тему: «Ислам в (Восточной) Европе – Панков, Крым, Татарстан».  Свои доклады представили  Мисте Хотопп-Рикке, Штефан Тайлиг (оба представители ИКАТАТ), профессор Исмаил Керимов (Крым) и профессор Искандер Гилязов. Лейтмотив всех выступлений – проблема интеграции ислама и мусульман в немусульманских странах Европы. Для берлинского района Панков, где расположена Академия, такая тема особенно актуальна, так как в 2006-2008 гг. здесь была построена мечеть, и это строительство привело к оживленным общественным дискуссиям.

В своем выступлении И.А.Гилязов коснулся общих вопросов, рассказал об основных вехах становления и развития татарского этноса, об истории государственности татар, а затем более концентрированно представил историю ислама в Среднем Поволжье и Приуралье, в том числе и некоторые злободневные проблемы современной религиозной жизни в Татарстане. Выступление вызвало интерес у слушателей, было задано немало вопросов самого разного характера. Более подробную информацию об этом мероприятии можно найти в Интернете: http://www.baks.bund.de/de/aktuelles/euro-islam-und-gelungene-integration

После заседания Искандер Аязович дал интервью корреспонденту радиостанции WDR5 – интервью в какой-то степени было продолжением выступления, журналист Мирко Шваниц более всего интересовался актуальной религиозной ситуацией в Татарстане.

23-27 сентября в Мюнстере, на базе университета, проходило одно из крупнейших в европейском масштабе научных востоковедческих мероприятий – 32-й Германский день востоковеда (www.dot2013.de). Достаточно сказать, что в этой конференции приняло участие около 1300 ученых из самых различных стран, на заседаниях 90 секций было прочитано более 900 научных докладов. Свою секцию здесь также представил и ИКАТАТ. Тема ее была исключительно своеобразной: «Межкультурные контакты в региональном контексте. 200 лет наполеоновских войн – татары, башкиры, калмыки в Германии как семантический резервуар в историографии и межкультурном образовании». На заседаниях секции затрагивались проблемы, которые для многих звучат экзотично – история проникновения ислама в Германию в XVI-XVIII в., взаимоотношения немецких государств с мусульманскими народами и государствами Восточной Европы, начиная со средних веков.   Доклад  И.А.Гилязова был посвящен теме Первой мировой войны, и также необычному сюжету – о сотрудничестве немецких востоковедов с военным структурами в деле перлюстрации писем мусульманских военнопленных в годы войны. В работе  секции принял участие и наш коллега из Института истории им. Ш.Марджани Марат Гибатдинов.

И наконец 27 сентября в Магдебурге, при поддержке  университета имени Отто фон Гюрнике и Музея истории культуры в шикарном зале имени императора Оттона состоялось еще одно заседание, тема которого во многом перекликалась с тематикой вышеназванной секции в Мюнстере «Незнакомцы. Соседство. Магдебург. Межкультурные контакты со времен Наполеона. Татары, мамлюки и калмыки как завоеватели и освободители» (более подробную информацию о заседании и его участниках можно получить по адресу: http://icatat.files.wordpress.com/2013/08/hier.pdf ). Основное намерение организаторов вновь, как и во время предыдущих заседаний было – проиллюстрировать противоречивую, мультиэтничную и мультирелигиозную историю взаимоотношений между мусульманами и христианами  в Средней и Восточной Европе. Темой выступления И.А.Гилязова была общая характеристика отношений Германии к мусульманским военнопленным в годы Первой мировой войны – тема, также связанная с межконфессиональными контактами, которые привели к довольно интересным последствиям в религиозной и научной жизни Германии в ХХ в.

Еще одним результатом поездки профессора И.А.Гилязова можно назвать переговоры с руководителем Бранбенбургско-Прусского музея в г. Вустрау под Берлином доктором Штефаном Тайлигом, который выразил намерение привезти в Казань весной 2015 г. экспозицию, которая, очевидно, вызовет широкий интерес нашей научной общественности  - «Турки, мавры и татары. Мусульмане в Бранденбурге и Пруссии». Соответствующее письмо-обращение директора музея было передано директору Института международных отношений Р.Р.Хайрутдинову и можно надеяться, что экспозиция откроет для посетителей абсолютно неизвестные страницы взаимоотношений мусульманского мира с европейскими странами, покажет, что ислам – это явление, которое на европейском континенте появилось не 30-40 лет назад, создавая проблемы для политиков, как это мы нередко наблюдаем сегодня. Ислам в Европе имеет давние корни, и эта история не только военного противостояния, а вполне мирного сосуществования и мирного взаимовлияния. И очень важно, что молодое поколение немецких историков осознает актуальность и важность исследования этой малоизученной темы, понимает  необходимость знакомства с ней европейской общественности, которая к исламу относится с определенным недоверием и опаской.