26 сентября 2013
Р.Хайрутдинов принял участие в  заседании Бюро историко-филологического отделения РАН

Директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов и директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов 25 сентября приняли участие в расширенном заседании Бюро историко-филологического отделения РАН, проведенного под руководством Председателя Госдумы РФ, председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина. В центре внимания встречи были итоги деятельности рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Учеными Татарстана были внесены целый ряд принципиальных предложений по совершенствованию Концепции, многие из которых были приняты. Во многом, опираясь на заключения региональных представителей профессионального исторического сообщества Сергей Нарышкин предложил разработать школьный курс "Народы и культура России".

"В рабочую группу поступило немало предложений, которые касаются дополнительных материалов в отношении народов и культур России", - рассказал политик. "Но мы должны понимать, что школьные учебники в силу ограниченности объема не могут во всей полноте учесть все многообразие исторического наследия 83 субъектов РФ и свыше 180 больших и малых народов, проживающих на ее территории", - сказал он.

"В этой связи я считал бы правильным нашей рабочей группе начать разработку и школьного курса, который бы назывался "Народы и культура России", - подчеркнул Нарышкин.

Говоря о подготовке концепции нового учебно-методического комплекса, спикер отметил, что "уже сейчас можно говорить, что мы добились беспрецедентно открытого обсуждения и содержания, и самих подходов изучения истории в школе". "По крайней мере, мы избавлены от спекуляций, которые звучали в начале работы, о том, что, дескать, чиновники вновь в тиши кабинетов подготовили очередной курс краткой истории", - заверил он.

Нарышкин напомнил, что в обсуждение включились большое количество регионов России, шла активная дискуссия в Интернете, получено большое количество замечаний, в том числе с резкой критикой первоначального варианта проекта концепции и проекта историко-культурного стандарта. Он подтвердил, что первый вариант стандарта был существенно переработан, учтено большое количество поступивших содержательных предложений.

"Теперь мы выносим на общественное обсуждение не просто стандарт с набором фактов и событий, а проект концепции", - пояснил глава нижней палаты парламента.

"В проделанной работе Академия наук сыграла ведущую роль, как это не раз бывало в делах, имеющих общенациональное значение", - добавил он.

Перечисляя новации концепции, Нарышкин заявил, что "мы говорим о необходимости как создания современного учебно-методического комплекса преподавания истории, так и целой линейки учебников, учебных пособий и современных образовательных ресурсов как для школьников, так и для учителей".

Во-вторых, "РИО настаивает на возвращении линейной формы преподавания истории", сказал он.

В-третьих, концепция создает условия для "синхронизации курсов отечественной и мировой истории, а также максимального отражения региональных и культурных факторов исторического развития России", заключил председатель Госдумы.