10 сентября 2013
Двадцать пять культурологов: первое знакомство

Новое пополнение культурологов внушает оптимизм. Впервые за три года набора – полная группа культурологов – 25 человек!!! И это здорово! В данном случае, число первокурсников-культурологов дает надежду на оптимистические прогнозы по развитию культурологического направления в Казанском университете. Это позволяет строить планы о том, что будет «Опять двадцать пять» и на следующий год, и дальше...

А пока хочется понять, кто эти ребята, избравшие специальность «культуролога», насколько они подготовлены и насколько мотивирован их выбор профессии. Как они представляют свою профессиональную реализацию в будущем?

Ежегодное анкетирование дает возможность составить предварительную зарисовку образа молодых людей. Впечатляет «география» контингента: они прибыли из разных регионов. Примерно поровну группа делится на выпускников школ из республик Поволжья и Республики Татарстан. Пятеро студентов из Казани. В группе есть студенты и из ближнего зарубежья – Узбекистана и Казахстана.

На старших курсах культурологов сегодня высокая концентрация выпускников художественных и музыкальных школ, хореографических студий. Это особые дети – они нацелены на расширение своего образовательного поля, они выработали привычку получать дополнительное образование. Среди нынешнего набора такие ребята тоже есть. Из двадцати пяти человек – шесть имеют законченное музыкальное образование, трое закончили художественные школы и студии, два человека получили образование в хореографических студиях. Мне, как выпускнику художественной школы, понятно, что эти дети – родственные души, настроенные на одну волну эмоционального осмысления картины мира. Для будущего культуролога такой склад мышления немаловажен, поскольку он формирует особый тип личности с развитыми творческими способностями. ...Было бы хорошо, чтобы обнаруженные таланты студентов развивались и во время учебы, и были востребованы не только в самодеятельности, но в «репетиционных шагах» на пути к будущей профессии. Надеемся, что полученные во время учебы знания и навыки помогут будущим выпускникам успешно реализовать себя в арт-менеджменте, в разработке национальных культурных программ развития регионов, городов, малых населенных пунктов, художественной экспертизе, реставрации, в средствах массовой информации и т.д.

Ответы будущих культурологов показали, что они достаточно начитаны, знают современное мировое кино, памятники культуры своей малой Родины, разбираются в архитектурных стилях и музыкальных течениях. ...А вот вкусы требуют огранки. Печально, что поэзию предпочитают единицы. Данные анкет свидетельствуют о том, что первокурсники намерены расширять собственное пространство культуры, они мечтают посетить ведущие музеи мира: Лувр, галерею Уффици, Музей современного искусства в Нью-Йорке, музей Ван-Гога в Антверпене, музеи Санкт-Петербурга и Москвы. Возможности у всех разные, поэтому среди первокурсников есть уже те, кто побывал уже в крупнейших культурных центрах мира, и у них есть собственная программа интеллектуального туризма. В ответах первокурсников есть и досадные пробелы: они слабо знают историю Казанского университета. Из великих ученых университета, никто не назвал более двух фамилий ученых: Лобачевского и Бутлерова. Но это не страшно, а означает только то, что нам предстоит формировать из них достойных представителей сообщества Казанского университета, в которое они уже вступили. ...Обидно за тех первокурсников, которые «никогда не бывали в театрах» и «не посетили ни одной выставки».

Пять человек хотели бы уточнить: «что собой представляет культурология?» Несмотря на достаточно высокую эрудицию первокурсников, пока преждевременно говорить об абсолютной осознанности выбора ими специальности. Многие первокурсники хотели бы иметь свою страничку на сайте института и получать более полную информацию о будущей профессии, об учебной программе, о новых книгах по искусству, компетентные советы по учебной литературе и т.д.

На основании предварительного анализа материалов анкет становится понятна главная задача старшего поколения – не разочаровать новое пополнение культурологов и сохранить интерес к личному открытию феномена культуры во времени и пространстве.



Источник информации: Доктор исторических наук Сыченкова Л.А.