04 апреля 2012
"Мы разные и мы вместе!"

29 марта в конференц-зале Университета управления «ТИСБИ» состоялся круглый стол «Инклюзивное образование в Казани: развитие и реальность».

Его главной темой стало формирование позиций по внедрению подобного вида обучения в городские школы, в качестве основной задачи была выделена выработка планов на ближайший год. Круглый стол состоялся в рамках проекта "Школа для всех" Благотворительного фонда "Милосердие в образовании" на средства субсидий бюджета РТ.

На данном мероприятии присутствовали представители Управления образования, Управления социальной защиты города Казани, Уполномоченного по правам ребенка РТ, член комиссии по образованию Казанской Городской Думы, директор Городского центра образования взрослых, директора школ, преподаватели которых прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, представители некоммерческих организаций и т.д.

В первой части круглого стола речь шла о современной реальности в предметной области.
Для начала определили сам термин «инклюзивное образование» (включенное образование) - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

По вводному слову Валентины Парубиной, директора Городского центра образования взрослых, стало понятно, что в нашей стране сделано сегодня многое по линии работы с инвалидами. Было обозначено, что Россия значительно продвинулась в направлении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными учащимися, ввелось по душевое финансирование, появились школы, где возможна реализация данного направления. Она выделила инновации, применяемые сегодня, и необходимые моменты для успешной реализации задуманного: подушевое финансирование, доплата учителям, реализующим программу, определение статусов школ: базовые школы, коррекционные, ресурсные центры.

Продолжился форум выступлением Валентины Афонской, заместителя начальника Управления образования города Казани, которая рассказала о том, что создан специальный банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья. Она проинформировала о деятельности специализированных учреждений, о дошкольном, школьном и дополнительном образовании таких ребят, развитии дистанционных и компьютерных технологий, об организации и принципах работы учителей в совместном классе.

В её выступлении был намечен ряд важных задач: необходимость подготовки восприятия родительского сообщества к совместному обучению, размещение информации о вузах, где могут продолжить обучение дети с особыми потребностями, повышение квалификации преподавателей, выполнение ими функции тьютора. Также было отмечено, что улучшить свою подготовку в предложенном вопросе можно с помощью курсов, которые организованы Университетом управления «ТИСБИ» и по которых прошли переподготовку более 50 педагогов.

Ирина Просвирякова, заместитель министра - и.о. начальника Управления соцзащиты МТЗиСЗ РТ в МО города Казани, сообщила о состоянии подготовленности казанских мест общего пользования, учреждений, школ, а также о программе «Доступная среда». С сожалением, она подметила, что сегодня ни одна школа не соответствует государственным нормативно-правовым требованиям по вопросу обеспечения доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Также посетовала, что на данный момент не хватает грамотных проектировщиков и строителей, которые бы до конца понимали всю сложность перемещения инвалидов. Ирина Юльевна объяснила всем присутствующим, что в составляющие программы «Доступная среда» входят: наличие пандусов, подъемники, информационное табло, индукционная петля, санитарно-гигиеническое помещение, оборудованное по СНИБУ, и что выделенные деньги необходимо тратить исключительно на обеспечение полноценной жизнедеятельности инвалидов. После чего объявила, что вошли в данную программу 6 казанских школ: № 34, №57, № 78, №80, № 121, № 157. Нужно отметить, что 25 сурдопереводчиков в рамках данной программы обучаются в Университете управления «ТИСБИ».

Особое значение уделили вопросу толерантного отношения обычного контингента учеников к детям с ограниченными возможностями.

Вторая часть ознаменовалась просмотром фильма, в котором рассказывалось об опыте внедрения инклюзивного образования в Московские школы. Затем состоялась деловая игра, в ходе которой все присутствующие могли предложить свое видение совместного образования.

В итоге участники пришли к консенсусу, что для создания доступной среды инклюзивного образования необходима нормативная база, педагогические кадры, материально-техническая база. По итогам форума была подготовлена резолюция.

Источник информации: Университет управления ТИСБИ